Недавно редакция онлайн-журнала «Сибдепо» писала, что за 8 месяцев текущего года коллекторы в Кузбассе оштрафованы на весьма солидную сумму — 6,3 млн рублей. А вот, например, по итогам первого полугодия 2021 года, сумма штрафов составляла поменьше — 2,4 млн рублей.
«Вышибалы» или переговорщики?
Коллекторы, как новое явление в России, появилось лет 15 назад. Действовали эти агентства или частные лица «как Бог на душу положит», без какого-либо юридического регулирования. И никакой ответственности за это не несли. А действия, как многие помнят, порой были просто ужасные, вплоть до уголовных преступлений в отношении должников. Не говоря уже о том, что «кошмарили» и днем и ночью, и не только самого должника, но и его ближайшее окружение.
Наконец, в 2016 году был принят федеральный закон, регулирующий их работу.
Теперь, в принципе, чтобы начать деятельность по возврату долгов, компания должна подать заявление в службу судебных приставов на включение в специальный реестр. Если фирма не состоит в реестре ФССП, ее работа незаконна. В настоящее время в реестре федеральной ССП зарегистрировано 509 таких организаций.
Контролирующим деятельность коллекторов органом является Федеральная служба судебных приставов. Она ведет реестр таких фирм и контролируют их работу.
Безусловно, постепенно ужасы с унижениями, оскорблениями, и даже избиениями должников в тех масштабах, которые были, ушли. Но, насколько коллекторы строго придерживаются прав, отпущенных им законодательством, вопрос? Судя по размеру штрафов, есть ещё о чем говорить.
Основа коллекторской деятельности – это ведение переговоров между банком и заемщиком. Процессом взыскания может заниматься как один человек, так и целая группа профессионалов – коллекторское агентство.
Так как коллекторы – это профессия, то наибольшим образом их характеризует то, что они имеют право делать, а что нет (к слову, в Кузбассе периодически вывешиваются вакансии на эту должность с зарплатой 120 тыс. рублей).
Все должны четко понимать: коллекторское агентство — это коммерческая организация, которая оказывает услуги по взысканию просроченной задолженности в досудебном порядке. Банки и другие учреждения вправе передать коллекторам долг на условиях клиентского договора или договора цессии без согласия заемщика, если это не противоречит условиям кредитного соглашения. В последнее время банки даже идут на то, что передают коллекторам не весть долг, а процент от него. По принципу: хоть что-то получить от должника.
Коллекторы не имеют права:
— конфисковывать имущество,
арестовывать счета должника,
заключать его самого под стражу.
Их методы работы строго определены законодательством и ограничиваются:
— рассылкой уведомлений,
-телефонными звонками,
-личными встречами с заемщиками,
— принудительным взысканием задолженности в судебном порядке.
Не все агентства по возврату займов работают в соответствии с законом. Некоторые из них по-прежнему выбивают долги в прямом смысле, применяя к неплательщику физическое насилие и запугивание. Таких называют «серыми» и «черными» взыскателями. Их услугами, как правило, пользуются физлица, микрофинансовые организации или частные организации. Солидные банки с «нелегалами» не связываются.
«Черные» и «серые» коллекторы взыскивают долги по старинке незаконными способами: пишут в подъездах угрожающие надписи, оказывают психологическое давление на неплательщика и его близких, кидают в окна «коктейль Молотова», обрезают электричество и т.д. В прошлом году вообще произошел вопиющий случай: угрожали взорвать школу, где работает мать должника. Так что даже Следком РФ взял дело под контроль.
Памятка для должника
Конечно, никто не оправдывает людей, которые взяли займ, а потом не отдают. Как говорится: «долг платежем красен». И какие у человека обстоятельства, тоже никого не волнует. Но, наверное, всё же хотелось бы, чтобы отношения должник – кредитор развивались цивилизованно, а не на грани преступлений.
Итак, приведем несколько правил, которые не лишне знать.
Коллекторы вправе:
Звонить должнику не чаще 1 раза в день, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц;
Присылать смс сообщения не чаще 2 раз в день, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц;
«Приезжать» к должнику не чаще 1 раза в неделю;
Все это делать в рабочие дни с 8 утра до 10 часов вечера и в выходные и нерабочие праздничные дни с 9 утра до 8 часов вечера.
Вы вправе:
Отказаться от личных встреч с коллекторами и звонков после того, как просрочка по кредиту или займу превысит 4 месяца;
Отозвать согласие на «общение» коллекторов с третьими лицами: родственниками, соседями, друзьями, работодателем и т.д.
Коллекторы не имеют права:
Звонить и приезжать с визитом к должнику, если он:
проходит процедуру банкротства
находится на стационарном лечении;
является инвалидом первой группы;
лишен дееспособности;
направил отказ от взаимодействия при просрочке более 4 месяцев.
Звонить на работу, соседям, родственникам, если:
заемщик не давал согласие на взаимодействие с ними;
от третьих лиц коллекторами получен письменный отказ от взаимодействия с ними. Иными словами, если вам звонят коллекторы по чужому кредиту, вы направляете коллекторам письменный отказ от общения в произвольной форме заказным письмом с уведомлением о вручении. После этого звонки должны прекратиться. Если этого не последовало – жалоба в Федеральную службу судебных приставов.
Угрожать должнику:
применением физической силы, убийством, причинением вреда здоровью;
причинением вреда имуществу должника («сожжем дом» и т.п.);
привлечением к уголовной ответственности и т.п.
Звонить со скрытых телефонных номеров;
Распространять (разглашать) информацию о вашей задолженности:
на стенах в подъездах;
в социальных сетях;
соседям;
где бы то ни было.
Привлекать для взыскания лиц, имеющих судимость.
Иными словами, коллекторы должны быть предельно корректны в общении с гражданами. Но, к сожалению, до сих пор многие продолжают «работать по старинке». Не нужно терпеть хамство и угрозы со стороны недобросовестных коллекторов, напротив – нужно «помочь» закону о коллекторах работать эффективно. И незамедлительно обращаться с жалобой в службу судебных приставов по месту жительства.
А что у нас в Кузбассе?
По данным Главного управления ФССП по Кемеровской области-Кузбассу, с начала 2022 года в ведомство поступило и рассмотрено 441 (за аналогичный период 2021 – 505) обращение о нарушении требований Федерального закона, регулирующего деятельность коллекторов (от 03.07.2016 №230-ФЗ).
— 85 в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр;
— 174 в отношении микрофинансовых организаций;
— 110 в отношении кредитных организаций;
— 34 в отношении иных лиц.
94 обращения из 441-го признаны обоснованными.
Основные нарушения:
— оказание психологического давления на должника и иных лиц, использование выражений и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
— взаимодействие с третьими лицами, передача третьим лицам сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании;
— нарушение частоты взаимодействия посредством телефонных переговоров, текстовых и голосовых сообщений;
— нарушение времени звонков, рассылаемых текстовых и голосовых сообщений.
По всем этим обращениям составлено 80 протоколов на сумму 6 миллионов 305 тысяч.
Радует одно — обращений о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу в этом году не было.
Вообще пятилетний опыт работы с коллекторами службы судебных приставов позволяет им сделать вывод, что на протяжении последних лет наблюдается снижение количества обращений граждан на неправомерные действия взыскателей.
Александра Нилова