Ученые Института цитологии и генетики (ИЦиГ, Новосибирск) и Института биологических проблем Севера (ИБПС, Магадан) изучили механизм устойчивости земноводных к низким температурам и низкому содержанию кислорода в тканях, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на публикацию издания СО РАН «Наука в Сибири».
Выяснилось, что сибирская лягушка Rana amurensis может до полугода жить в воде почти без кислорода и сохраняет способность двигаться, а остромордая лягушка Rana arvalis и саламандра Salamandrella keyserlingii (сибирский углозуб) остаются на суше в верхних 10-15 см почвы и при замерзании испытывают жесткую гипоксию из-за прекращения циркуляции крови, доставляющей кислород к тканям.
При этом остромордая лягушка способна переносить охлаждение до -16 градусов Цельсия, сибирский углозуб — до -55 градусов. Сибирская лягушка переохлаждения не переносит и выбирает для зимовки непромерзающие водоемы.
Все эти животные к осени накапливают в печени гликоген распадающийся зимой на глюкозу и глицерин, они обеспечивают энергией клетки организма до замораживания, а затем выступают в качестве антифриза, когда клетки переходят на анаэробный обмен.
«В состоянии гипоксии/замораживания у лягушек и углозуба ученые обнаружили этанол (этиловый спирт — ИФ), который ранее никогда не отмечался в таком количестве у наземных позвоночных», — говорится в сообщении.