Сейчас уже немногие вспомнят, когда в Кузбассе ввели «карантин». Нам самим, чтобы узнать, пришлось шерстить документы правительства. Первые «коронавирусные» ограничения появились в регионе 14 марта, а через три недели кузбассовцам запретили курить кальяны в общепите. С этим, вроде бы, всё понятно, но вот когда разрешили? Здесь уже начинается путаница.
О том, как закон «выбил» курительный бизнес из правового поля и почему кальянным пришлось уйти в тень, на условиях анонимности нам рассказали кемеровские оптовые поставщики и владельцы крупных заведений.
На всякий случай напомним, что курение вредит вашему здоровью. Сами не курим и вам не советуем.
Кальянные и коронавирус: законно ли работать во время пандемии?
Возможно, некоторые помнят «августовский бунт» местных рестораторов против приостановки работы баров. На грани закрытия тогда оказались десятки заведений по всему Кузбассу – сотни людей могли лишиться дохода. Работать ресторанам потом всё-таки разрешили, а вот до кальянных отмашка не дошла.
«Ни в одном постановлении нет разрешения на работу кальянных, и даже не ожидается. То есть, изначально вышло распоряжение: то закрываем, это закрываем и так далее. Последующие постановления были про вычеркивание уже неактуального. Притом, в первоначальном документе был запрет на курение кальянов в общественных местах. С каждым новым распоряжением они всё лишнее вычеркивали, и я очень сомневаюсь, что власти скажут: «А теперь можно курить кальяны». Скорее всего, работу разрешат только после полного снятия ограничений», – поделился мнением владелец курительного заведения.
Проблема в том, что российский закон знает, что такое ресторан, имеет представление о клубах по интересам, но что такое «кальянная» – не в курсе. Большинство кальянных зарегистрированы как общепиты – это даёт им право выносить напитки и сладости – и именно поэтому запрет на курение в ресторанах буквально заморозил работу кальянных. Фактически, если владельцы курительных заведений не хотят терять свой бизнес и распускать сотрудников, то вынуждены работать нелегально, объяснили нам бизнесмены.
«Те кальянные, которые соблюдали ограничения в полном объеме, просто закрылись. У них не было средств на выплату аренды и зарплат. Соответственно, они погибли. Однако большинство продолжают работать. Мы живём в очень интересное время: застали подпольные игровые клубы, а сейчас – подпольные кальянные. Для кемеровских властей кальянные официально закрыты, но если открыть тот же «2ГИС» – вы не найдете там ни одного закрытого предприятия. Это ещё раз подтверждает, что мы вне поля зрения законов», – рассказывает управляющий кальянной сети.
Однако, несмотря на уверения владельцев кальянного бизнеса, реальность оказалось иной. В областном Роспотребнадзоре нам объяснили, что да, действительно, 27 марта прошлого года курение в общепите запретили – всё в рамках борьбы с пандемией – однако запрет сняли уже 31 марта. То есть спустя четыре дня с момента ввода.
Мы в Сибдепо, если честно, думали, что это ограничение было снято только в августе и даже написали об этом новость. Суть здесь в следующем:
Изначально было распоряжение №21, которое вводило режим повышенной готовности. Все последующие распоряжения «накидывали» в него новые запреты или снимали старые. Кальяны были запрещены вторым пунктом распоряжения №28. В Роспотребнадзоре Сибдепо сообщили, что запрет был снят распоряжением №32, которое действительно вышло 31 марта. Однако никаких упоминаний об этом в документе мы не нашли. Зато, в распоряжении №130 от 13 августа прямым текстом говориться об исключении второго пункта, того самого, который запрещал кальян в общепите.
Как это всё работает, надзорному органу, конечно виднее. Однако ситуация настолько непрозрачная, что её сложно даже просто объяснить. Не говоря о том, чтобы в таких рамках работать. По словам одного из бизнесменов, в конце марта в кальянной индустрии стояла паника. О снятии ограничений никто не слышал, как работать дальше – не знали.
Вместе с тем, Роспотребнадзор сообщает, что если кальянная была зарегистрирована как досуговое заведение (к которым относятся кинотеатры, ночные клубы и так далее), то её работа в Кузбассе была разрешена с 14 октября. Иных «коронавирусных запретов» на кальянные нет.
Из ответа ведомства.
Получается, что теперь индустрия может «вздохнуть спокойно»? Конечно нет.
Наложение законов и негласный договор
Всё дело в федеральном законе № 15-ФЗ, который вступил в силу как раз в октябре прошлого года. Закон буквально дублирует пандемические ограничения, и лишний раз подтверждает – кальянам в общепите не место. Де-юре кальянные, к которым мы все привыкли, продолжают оставаться общепитом, однако, похоже, ревизоры смотрят на это сквозь пальцы.
«Просто, для понимания, откуда «растут ноги» у этих запретов. Вот есть рестораны, у них нет возрастного ценза. Ты пришёл туда с детьми и всё нормально, но тут приходят две компании молодых ребят и начинают курить кальян. Ты думаешь: «Что-то не так я хотел этот вечер провести». Это я сейчас грубо описал ситуацию, как сформировалась жалоба в Роспотребнадзор. Потом, в 2013 году всем сказали: «Всё, больше в ресторанах не курим». На что все ответили: «Ладно, будем курить безникотиновые паровые коктейли». Прошлой осенью эту дыру в законе заткнули тем, что вообще ничего курить нельзя в общепите (ФЗ №15, прим. Сибдепо). Что хотите в кальян лейте, хоть духи – всё равно нельзя. У нас было такое направление, как аутсорсинг, когда наши ребята работали в ресторанах – оно полностью умерло. Что-что, а это они контролируют. «Мы тут вам законы выкатили, а жалобы идти продолжают», – думает Роспотребнадзор.
Поэтому в ресторанах с кальянами всё строго – их там действительно нет. По большому счёту, мне кажется, для Роспотребнадзора рестораны были рассадником жалоб. От этой «головной боли» они избавились: кальяны убрали и жалобы прекратились, но из кальянных этих жалоб никогда и не было. То есть, мы как бизнес, потеряли аутсорсинговое направление, а наше основное, которое не было рассадником жалоб, просто немного прикрыли. Мол, мы закрыты, работаем только для друзей и так далее. Однако эта часть никогда для Роспотребнадзора не была проблемой – поэтому нас особо и не трогают», – объясняет мужчина.
Хотя наш собеседник разграничивал кальянные и рестораны, нужно понимать – для Фемиды это одно и то же. Отдельного ОКВЭДа (кода экономической деятельности), для кальянных не существует. Поэтому владельцы чаще всего регистрируют свой бизнес как общепит. Тем не менее, формально работа кальянных в России не запрещена. Федеральный Роспотребнадзор трактует крамольный закон следующим образом – кальянные могут продолжить свою работу, но, пожалуйста, без общепита. Аналогичного мнения придерживается Минпромторг и наш региональный Роспотребнадзор (разъяснения ведомств есть в распоряжении редакции). Однако для кемеровских бизнесменов такой компромисс неприемлем. «Чайный вопрос» для них принципиален и заведения продолжают оставаться общепитом, хоть и нелегальным.
«Как местный Минпромторг видит наш бизнес? Никак не видит. Именно поэтому мы до сих пор работаем. Потому что на фоне всех этих политических событий, закрытия общепита и прочих соблюдений масочного режима, они нами пока не интересуются. И слава богу», – подытожил собеседник.
Почему кальянные не хотят отказываться от напитков
«Вот смотри, мы сейчас с тобой вместе будем курить. Я, как вежливый человек, предложу тебе чай или кофе. Потому что кальян – это всё-таки не про утоление никотиновой жажды, а ритуал, который сопровождается, например, чаепитием. Чай и кальян – это две смежные среды обитания, но по большому счёту продавать напитки мы права не имеем. Понимаешь, даже если мы вынесем баночку «пепси» – это уже общепит. Более того, если в заведении есть признаки сервиса: столы, стулья, посадка – достаточно занести с собой еду, чтобы это место превратилось в общепит», – рассказал Сибдепо владелец популярной кемеровской кальянной.
«Уйти от общепита тяжело, потому главным критерием современной торговли становиться сервис. Банальный пример: если тебе нужно купить продукты – ты же поедешь в гипермаркет. Потому что здесь есть комплекс услуг и товаров, которые тебе необходимы. Хотя по факту, ты можешь купить этот же набор продуктов в магазине возле дома. Но ты всё равно поедешь в гипермаркет. Потому что мало ли что тебе ещё надо. То же самое и в кальянной – когда человек сюда приходит, он получает не только кальян, который с тем же успехом можно забить дома. Он хочет попить клёвый чай, чтобы для него провели церемонию, может быть он хочет попить пива, потому что дома дети и там этого сделать нельзя.
Для предпринимателей тяжело от этого отказаться, но и для восприятия клиентов это непосильно. Потребитель хочет, чтобы это услуга была комплексной, а государство хочет запретить», – объясняет один из оптовых поставщиков табака.
Есть ли у отрасли будущее
С самого начала пандемии работа кальянных в Кузбассе остаётся чрезмерно зарегулированной. Сначала был четырёхдневный запрет, вслед за ним запрет на работу досуга и общепита, а когда мы победили коронавирус начался федеральный закон.
Насчёт будущего кемеровские бизнесмены высказывались, на самом деле, достаточно робко. Эта индустрия в Кузбасс, как и по всей стране, сейчас работает «в режиме ожидания». Некие надежды предприниматели возлагают на крупный бизнес – кальянное лобби, которое через депутатов продвигает создание отдельного ОКВЭДа. С ним, возможно, кальянный бизнес всё-таки выйдет из тени. Пока же, заведениям комфортней работать с домофоном на двери.
«Для нас было бы идеально получить свой код, не «общепитный», потому что у нас тоже есть признаки сервиса. Думаю, в этом году ОКВЭД будет готов и мы сможем работать уже по нему. Однако скорее всего, даже он будет подразумевать, что мы не сможем выносить ничего, кроме кальяна, и это уже другой вопрос», – заключил один из собеседников.