Заместитель президента – председателя правления ВТБ Георгий Горшков на ПМЭФ-2024 в сессии «Защита прав граждан в интернете» рассказал про один из способов, как определить клиента, пришедшего в банк за кредитом по наводке мошенников.
По словам Георгия Горшкова, если клиент обращается в офис за кредитом, но у банка есть объективные причины подозревать влияние мошенников, – сотрудник может использовать так называемый “отрезвляющий триггер”. Например, запросить одобрение от ближайшего родственника.
«К нам приходят люди за кредитами, хотя часто даже не могут сказать зачем он им нужен. Ведут себя подозрительно. Лучший способ при этом вывести человека из транса – позвонить его жене или кому-то из его родственников», – рассказал Георгий Горшков.
По словам Георгия Горшкова, зачастую мошенники многократно влияют на человека и в большинстве случаев еще до визита в банк клиент сам отдает им свои персональные данные. Поэтому «первая линия обороны» в борьбе с мошенниками должна быть информационная. Необходимо рассказать о случаях и вероятных схемах мошенников своим родителям, детям, друзьям.
Предотвратить преступления действия можно как благодаря работе технических средств, так и в диалоге с клиентами, когда сотрудникам удаётся отговорить клиентов отдавать деньги мошенникам. Так, в 2023 году ВТБ спас от посягательств мошенников почти 11 млрд рублей, которые были на счетах частных клиентов. По итогам 1 квартала 2024 года банк выявил еще 3 млн подозрительных операций, удалось сохранить клиентам 2 млрд рублей.
Как отметил Георгий Горшков, банки готовы предложить большой список инструментов для защиты денег. Например, в ВТБ Онлайн можно установить лимиты на операции, проверить посещаемость личного кабинета и заблокировать его при подозрении на мошенничество, поделиться подозрительной интернет-ссылкой или проверить номер телефона. Клиенты могут подключить определитель номера, который работает даже в мессенджерах.