Новокузнецк.ru

Новый востребованный продукт: как энергетики Кузбасса хотят использовать золу

Новый востребованный продукт: как энергетики Кузбасса хотят использовать золу

Дороги, густой лес, бетонные многоэтажки или коттеджный посёлок. Всё это может появиться буквально из котлов обычной ТЭЦ, если научиться правильно обращаться с отходами производства — золой от угля. Подробности в материале Сибдепо.

Два дня в Кемерове и Новокузнецке, в рамках Всероссийского экологического форума эксперты, ученые, чиновники, экологи и представители энергетических, металлургических, химических, строительных, дорожных предприятий обсуждали, как «превращать золу в золото».

Так, на площадке СГК прошло заседание координационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по комплексной переработке золошлаковых материалов — отходов производства на энергетических станциях.

Насколько важны и актуальны для страны проблемы экологии, озвучил ещё несколько лет назад на заседании госсовета Владимир Путин. Так, президент отметил, что, решая проблему выбросов в атмосферу, можно прибавить +1% ВВП страны в год, решение проблемы утилизации отходов — это ещё +1,5 % к ВВП в год, а вот решение проблемы размещение отходов — это ещё +2,5 % к экономическому росту. В денежном выражении решение экологических проблем принесёт около 8, 5 триллионов рублей в год.

См. также

Вопрос переработки золоотходов для Кузбасса очень актуальный. На золоотвалах сибирских ТЭЦ и ГРЭС ежегодно образуется 13 млн тонн золошлаков. При этом Кузбасс одним из первых регионов страны сформировал региональную программу по утилизации золошлаков.

«В целом переработка отходов актуальна не только для Кузбасса, но и для всей России, при этом не только золошлаковых отходов. Кузбасс — один из крупных регионов, который генерирует большое количество золошлаковых отходов. В среднем, 2, 5 млн тонн золошлаковых отходов образуется в Кузбассе в год. Это связано с большим количеством ТЭЦ и длительным отопительным сезоном. Переработка отходов значительно положительно влияет на сохранение природных ресурсов», — отметил министр природных ресурсов и экологии Кемеровской области Олег Ивлев.

Как отметил министр, вторичный оборот золошлаковых отходов востребован и в дорожной, и в строительной отрасти.

Откуда зола?

Какой бы продвинутой в техническом плане ни была современная ГРЭС, в качестве топлива всё равно используются органические соединения, в первую очередь уголь — именно от него образуется зола. Директор Кемеровской ГРЭС Андрей Катуганов во время небольшой экскурсии на предприятие рассказал журналистам, откуда она берется и куда поступает.

«В котёл уголь попадает в виде пыли размером в сотые доли миллиметра, а перед этим уголь сушат, размалывают, потом пневмоустановкой, смешивая с воздухом, подают в котлы, где при сгорании выделяется тепло. При этом образуются отходы — это шлак (20%) и зола уноса (80%). Летучая зола удаляется из котла с дымовыми газами, по системе газоходов попадает в электрофильтр, собирается в бункерном помещении и потом, через гидравлическую систему золоудаления при помощи воды отправлялась на золоотвал. Воду же отстаивают, очищают и повторно используют для удаления золы», — рассказал Андрей Катуганов.

Между тем, буквально на этой неделе на Кемеровской ГРЭС завершена установка системы сухого удаления золы для двух котлов №15 и №16. Для этого  устройства для «водного» удаления отсекли запорной арматурой. Под каждым бункером электрофильтра котла есть пневмослоевые затворы, всего на 2 электрофильтра 23 пневмослоевых затвора и под ними уже струйные насосы. С их помощью зола собирается и попадает в осадительную камеру, там воздух отделяют от золы и концентрированная зола пневмокамерными насосами подается в силосную башню для хранения. А уже оттуда её можно вывозить цементовозами. Начало отгрузки золы-уноса с Кемеровской ГРЭС запланировано с осени 2024 года. Производительность системы составит не менее 53 тыс. тонн в год.

Третий продукт энергетики

Система сбора золы-уноса Кемеровской ГРЭС – это первый подобный проект, который СГК внедряет в Кузбассе. И он довольно затратный. Уже в этом году компания потратила 112 млн рублей на производство сухой золы-уноса. В 2028 году в модернизацию системы планируется вложить ещё 193 млн рублей, при этом ожидается увеличение отгрузки золы до 97 тыс. тонн в год, а к 2035 году СГК планирует вложить в производство сухой золы-уноса 600 млн рублей. При этом на предприятиях СГК будут построены крупнотоннажные силосы для хранения золы, в которые будет в сухом виде отправляться вся зола из котлов предприятий.

Но зачем такие траты и усилия, если удалять золу с помощью воды вполне эффективно? Чем же сухая зола лучше мокрой? На эти вопросы журналистов ответил Петр Саньков, директор по реализации золошлаковых материалов СГК.

Раньше система золоудаления, которая была спроектирована ещё на этапе строительства электростанций, не предусматривала, что из отходов может вырабатываться какой-то продукт, ещё и востребованный в экономике. Сейчас мы с вами становимся свидетелями того, как в энергетике появляется третий продукт, помимо электрической и тепловой энергии. И это — зола уноса, которой можно и нужно торговать. Пилотный проект в Кузбассе нацелен на то, чтобы через продажу золы-уноса в ряде регионов мы могли реинвестировать эти средства в развитие систем отгрузки», — отметил Петр Саньков.

По его словам, зола уноса из Кузбасса должна стать востребованным товаром. Сейчас в Кузбасс золу завозят из Новосибирска и объемы потребления в Кузбассе — более 40 000 тонн в год, и есть запрос на повышение объёмов. Причём эта зола обходится покупателям намного дороже за счёт доставки — из-за логистики покупателям приходится доплачивать две трети к себестоимости продукта.

Местные предприятия используют угольную золу для изготовления своей продукции. Как рассказал на заседании МАСС представитель компании по производству строительных материалов Алексей Толстых, золошлаковые отходы и золу уноса очень активно используют при производстве цемента для улучшения некоторых характеристик. И компания уже намерена сотрудничать с СГК по использованию золы уноса.

Директор Кемеровского завода по производству железобетонных конструкций Дмитрий Сычев отметил, что на предприятии с 2013 года начали употреблять при производстве изделий золошлаковые материалы. И золу традиционно закупали в Новосибирске, но в этом году предприятие рассматривает вопрос использования продукции кузбасских производителей, сейчас эксперименты по использованию золы уноса с кемеровских предприятий проходят на заводе.

А что с отвалами?

Как рассказал директор по реализации золошлаковых материалов СГК Петр Саньков, если пилотный проект по производству и продаже золы уноса в СГК станет удачным, золоотвалы больше не будут заполняться. И это отлично. Но куда деть то, что уже накопилось? По мнению представителя СГК, как раз золоотвалы — не проблема для экологии.

 

«Зола по ГОСТу — это техногенный грунт, просто насыпи. Важно, чтобы эти насыпи не увеличивались — поэтому нам нужно, согласно постановлению правительства РФ, работать с той золой, которую можно утилизировать. По технологии, когда золоотвал заполняется, он рекультивируется, и передается муниципалитету. Как его будут дальше использовать — на усмотрение территории. В Омске, например, на бывшем золоотвале построили элитный коттеджный поселок», — отметил Петр Саньков.

Грунт с золоотвалов, при некоторых технологических нюансах, вполне можно использовать при строительстве дорог. Именно этот вопрос подробно обсудили представители промпредприятий на заседание координационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Представители дорожной отрасли Кузбасса предложили промышленникам , для удобства, разработать карту золоотвалов. Для этого нужно провести ревизию на «складах» отходов от работы ТЭЦ и передать данные представителям дорожной отрасли и строителям, чтобы те имели возможность при проектировании дороги сразу указать, что грунт будут брать с того или иного отвала, а также сразу указать технические характеристика отходов. Тогда проектировщикам легче будет подсчитать затраты и логистику при использований этого материала.

А в самом начале заседания эксперт Ирина Золотова, генеральный директор Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) отметила, что в перспективе компаний, готовых использовать золошлаковые отходы в производстве своих изделий, должно стать больше, так как Минфину предлагают рассмотреть налоговые льготы для таких компаний, а также внести изменения в закон о контрактной системе, чтобы увеличить потребление продуктов со вторичным использованиях золошлаков при реализации государственных и муниципальных заказов.

Источник: sibdepo.ru
Фото: СГК.