Новокузнецк.ru

Кровавая жатва зимы: как поездка по дорогам Кузбасса превращается в последний путь

Кровавая жатва зимы: как поездка по дорогам Кузбасса превращается в последний путь

Десятки погибших и сотни раненых в ДТП – таков итог минувшей зимы на кузбасских дорогах. Можно ли избежать трагедии, как правильно действовать в нестандартных ситуациях и какие ошибки за рулем чаще всего становятся роковыми – рассказываем в материале Сибдепо.

В ежедневных дорожных сводках эти цифры предательски малы. Короткая фраза «в результате ДТП водитель скончался на месте» — это горе одной семьи, мимо которого, кажется, легко пройти. Вот когда падает самолет с пассажирами, тут совсем другое дело, как бы цинично это ни звучало… Например, насмерть разбилось 287 человек – это уже по-настоящему жутко, правда? А ведь именно столько людей погибло в ДТП в Кузбассе в 2023 году. Получается, что в регионе ежегодно происходит «авиакатастрофа», которая, увы, остается практически незамеченной.

Минувшая зима тоже собрала свой жуткий «урожай» – 631 авария, 53 погибших и 839 раненых с 20 ноября 2023 года, примерно в это время в регионе окончательно лег снег. Как «мелочи» приводят к ДТП с тяжелейшими последствиями и почему погода никогда не виновата – разбираемся вместе с инспекторами ГИБДД.

См. также

Тише едешь – дольше будешь

Снегопады, метели, гололед, колея и прочите «прелести» зимних дорог действительно усложняют жизнь водителям. Но сама по себе погода никогда не становится причиной ДТП. Виноват только человек, который нарушил правила дорожного движения. Причем не всегда он даже понимает, что именно сделал не так. Вроде и разрешенную скорость не превысил, а все же избежать беды не удалось.

«Пункт 10.1 ПДД предусматривает движение в сложных дорожных условиях. То, что установлено на знаках – в городе 60, за городом 90 километров в час – это максимальное, предельное ограничение. В первую очередь, скорость должна соответствовать конкретным дорожным и погодным условиям. Водитель должен принять все меры к тому, чтобы не потерять контроль над управлением транспортным средством. И основной фактор, который влияет на это – скорость», — рассказывает врио начальника управления ГИБДД Кузбасса, полковник полиции Олег Глухарев.

5 декабря в Новокузнецке на дороге «Запсиб – Кузнецк» «Лада Веста» вылетела на встречку и врезалась в «КАМАЗ». В легковом автомобиле сидели трое, двое из них погибли, включая водителя. В сводке ГИБДД говорится, что 53-летний мужчина за рулем «Лады» «не учел метеорологические условия, не выбрал безопасную скорость и потерял контроль над управлением». Да, погода была плохая, но на педаль газа давила не она.

Куда спешат водители, которые играют в «пятнашки» на городских улицах – одному богу известно. Ведь на ближайшем светофоре встретятся и те, кто метался из полосы в полосу, регулярно ускоряясь, и те, кто спокойно ехал со средней скоростью потока. По статистике, опасные маневры позволяют «выиграть» максимум 1-2 минуты. Оно того стоит?

30 ноября в Кемерове таксист насмерть сбил 7-летнего школьника. Мальчик шел по пешеходному переходу и ничего не нарушал. В отличие от водителя, который, как выяснили следователи, в тот день сел за руль под наркотиками, а перед «зеброй» не успел затормозить. Тоже, наверное, спешил. Сейчас виновника ДТП судят, ему грозит большой тюремный срок, но ребенка это уже не вернет.

«Резкие ускорения, перестроения, резкие торможения создают угрозу для других участников движения. Не забываем про пешеходов, которые могут, к сожалению, перейти дорогу не в том месте. Это может быть ребенок, может собака выбежать на дорогу. Тогда не будет шансов избежать наезда, столкновения, если водитель мчит по городу с той скоростью, которой быть не должно», — говорит Олег Глухарев.

Смертельная встреча на «встречке»

Лобовые столкновения – это ДТП с самыми тяжелыми последствиями. Особенно на междугородных трассах, где скорость машин всегда выше. Часто причиной трагедии становится небезопасный обгон.

14 декабря на дороге между Бачатским и Старобачатами в Беловском округе «Мицубиси Эклипс Кросс» выехал на встречную полосу, чтобы обогнать впереди идущую машину, и лоб в лоб столкнулся с «Ладой Калина». Инициатор маневра и его пассажир получили травмы. А вот ни в чем не повинные водитель и пассажирка отечественного автомобиля в этом месиве не выжили.

См. также

Последним в жизни стал обгон для водителя «Лады Гранта» 5 февраля в Топкинском округе на трассе Р-255 «Сибирь». На встречной полосе он влетел в «Тойоту Рав 4» и погиб на месте.

См. также

А эти фотографии — с места смертельной аварии, которая произошла 27 февраля в поселке Спиченково в Прокопьевском округе. Мужчина за рулем «Тойоты» пошел на обгон, но на встречной полосе оказался автобус. Водитель иномарки погиб, а стрелка на спидометре его автомобиля навсегда застыла на отметке 130 км/ч.

См. также

Впрочем, в таких авариях далеко не всегда виноват неудачный обгон. Причиной большой беды может стать любая мелочь, которая сработает как отвлекающий фактор. Например, водитель потянулся за стаканом кофе, попытался ответить на сообщение в телефоне или просто задремал от усталости.

«Нарушение правил расположения транспорта на проезжей части – это не только обгон и осознанный выезд на полосу встречного движения. Водитель может отвлечься на гаджеты, на радио, на пассажира, на ребенка или животное в автомобиле. Внимание рассеивается, водитель теряет контроль, автомобиль выкатывается из своей полосы», — объясняет полковник полиции.

Отдельная история – столкновения с участием грузовиков. Когда одна машина в несколько раз тяжелее другой, шансы на выживание в ДТП у людей не равны. Так в феврале на трассе Р-255 «Сибирь» в Юргинском округе погиб водитель «Дэу Нексия», который врезался в стоящий на обочине грузовик с прицепом. Почему не затормозил? Не заметил? Ответить на эти вопросы теперь некому.

В ноябре на этой же дороге, но в Чебулинском округе, «Ауди 100» догнала попутную «Сканию». Грузовик начал притормаживать, чтобы объехать препятствие, а водитель легковушки не успел сбросить скорость. Итог – оба человека в салоне иномарки погибли.

См. также

Хотя иногда чудеса все же случаются. В конце января интернет взорвал ролик с видеоригистратора. На кадрах видно, как по трассе в Юргинском округе навстречу автомобилю «Мазда» несутся две фуры. Одна едет в своей полосе, вторая решила пойти на обгон. Считанные секунды на принятие решения — и водитель иномарки проводит свою машину четко между грузовиками, лишь боковым зеркалом задевая один из них. Трудно даже представить, что в этот момент испытали двое мужчин в салоне «Мазды».

«Каждая ситуация на дороге индивидуальна и не всегда, например, торможение – это единственный способ избежать дорожно-транспортного происшествия. Ситуация на дороге может стать опасной, когда водитель еще может предпринять какие-то действия – свернуть, затормозить. А может ситуация стать аварийной – когда выхода нет, и в любом случае произойдет ДТП. Наверное, водитель «Мазды» принял правильное решение, не сворачивать же ему в ограждение. Но ведь его мог не понять водитель фуры», — говорит Олег Глухарев.

После таких историй может показаться, что в ситуацию вмешалась какая-то высшая сила. На самом деле этот пример лишь подтверждает золотое правило: безопасность на дороге зависит от всех участников движения, но рассчитывать каждый водитель может и должен только на себя.

Береженого бог бережет

Так что же сделать, чтобы максимально обезопасить себя и своих пассажиров на дороге? Первое – правильно выбрать скорость, которая должна учитывать не только погоду, качество дороги, возможности и техническое состояние машины, но даже потенциальных встречных «летунов».

Второе – соблюдать безопасную дистанцию, неважно – в городе вы или на загородной дороге. Чем выше скорость, тем больше должно быть расстояние до идущего впереди транспорта.

«Есть такой анекдот: «Я дистанцию держу, а они в нее перестраиваются». Пусть этому водителю никогда не будет обидно. Пусть он лучше держит дистанцию. Дорога – не место для самоутверждения и демонстрации своего превосходства», — напоминает Олег Глухарев.

Чтобы выбрать адекватную дистанцию, водитель должен понимать, сколько времени ему потребуется на полную остановку. Инспекторы ГИБДД советуют по возможности «пощупать» дорогу колесами и тормозами перед тем, как пускаться в путь. Для этого на пустом участке, где нет других машин и людей, на небольшой скорости можно проверить, как автомобиль реагирует на торможение. Исходя из этого, уже выбирать и скорость, и дистанцию.

Чаще всего «паровозики» из машин, которые ехали слишком близко друг к другу или слишком быстро, собираются на городских улицах. Но и за городом тоже бывает. 8 января на трассе «Кемерово – Новокузнецк» в четырех ДТП последовательно столкнулись 8 автомобилей. 22 января на въезде в Кемерово со стороны Топков «встретились» 10 машин. Без жертв, к счастью, обошлось, а без реверсивного движения и пробок – нет.

См. также

Еще одно условие: чтобы доехать до пункта назначения живыми и здоровыми, все люди в машине должны быть пристегнуты. И на заднем сидении тоже. Дети – тем более. Пассажиры междугородных и школьных автобусов – обязательно. Это видео – не постановка, а пассажиры – обычные люди, не каскадеры. ДТП произошло в Кузбассе несколько лет назад.

Что еще поможет обезопасить себя на дороге? Чистые стекла и зеркала, чтобы обзор был максимальным. Чистые фары – чтобы самому хорошо видеть дорогу и быть заметным для других водителей и пешеходов. Незаметность – вообще огромная проблема. Инспекторы ГИБДД не знают, в какие еще колокола звонить, чтобы дозвониться до людей с одной простой мыслью. Человек-невидимка – это не герой фантастической книги. Это любой, кто в неяркой одежде вышел на дорогу в темноте, в метель или в туман. А жизни на самом деле спасают не супергерои, а световозвращатели на одежде и сумке или пресловутые пристегнутые ремни, без которых, кстати, не срабатывают подушки безопасности.

Идущие «против системы»

Так называемые злостные нарушители правил дорожного движения буквально ходят по лезвию ножа. Именно они больше других рискуют угодить в серьезную аварию. Это чистая математика: количественный показатель рано или поздно переходит в качественный.

При разборе ДТП с тяжелыми последствиями нередко выясняется, что виновник аварии – не новичок по части нарушений. Его уже ловили и штрафовали: превышал скорость, проезжал на красный, попадался непристегнутым, не пропускал пешеходов и т.д.

«Например, тонировка влияет на безопасность движения, на уровень обзорности. Нельзя тонировать лобовые стекла, а он тонирует. Он таким образом «протестует против системы». Нельзя обгонять? А я хочу и обгоню. Именно такие случаи, такое отношение приводят к ДТП», — объясняет врио руководителя Госавтоинспекции Кузбасса.

В этой же группе риска — те, кто решил покататься после возлияний. Только за  минувшую зиму инспекторы остановили больше 2500 водителей, которые сели за руль нетрезвыми или отказались от медосвидетельствования. А некоторые попались на пьяной езде не впервые. Алкоголь, как известно, может добавить смелости, но не ума…

2629 человек в Кузбассе выехали на зимние дороги без прав. Тут и «лишенцы», и те, кто никогда не учился управлять автомобилем. Нередко это потенциально смертельное «комбо» — пьяный и без навыков вождения.

Зима закончилась, аварии — нет

1 марта весна открыла свой скорбный счет тремя смертями в кошмарной аварии на автобане «Кемерово – Новокузнецк». Водитель «Хонды Фит» не заметил «Ладу Калина», которая остановилась на обочине из-за поломки, и влетел в нее на полной скорости. Удар был настолько сильным, что водители обеих машин и пассажир «Лады» погибли на месте, еще троих пассажиров отечественного авто увезли на «скорой». И вновь вердикт инспекторов: «не выбрал безопасную скорость движения с учетом дорожных и погодных условий».

«Напомню, что на магистральном участке дороги «Кемерово – Новокузнецк» остановка и стоянка запрещены. Останавливаться можно только на специально выделенных площадках. Если же это вынужденная остановка, нужно включить аварийно-световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на том расстоянии, на котором он будет заметен для других водителей с учетом высокой скорости. Но прежде чем выйти из автомобиля в темное время суток, необходимо обязательно накинуть световозвращающий жилет», — советует полковник Глухарев.

Календарь уверяет, что зима закончилась. Но в наших широтах март бывает совсем не по-весеннему холодным, а снегопады случаются в апреле и даже в мае. Поэтому горькую статистику кровавой зимней жатвы закрывать пока рано.

Мартовские перепады температур лишь добавляют проблем. Как шутят автомобилисты, вместе со снегом весной с дорог сходит асфальт. Опасные ямы коварно маскируются в мутных лужах. Объезжая выбоины, водители рискуют съехать в кювет или оказаться на встречке. А к ночи мокрое покрытие превращается в каток. Словом, безопасных сезонов на дорогах просто не бывает. В 2023 году в России в ДТП погибло 14504 человека. Это даже не крупная «авиакатастрофа». Это население небольшого города.

Источник: sibdepo.ru
Фото: t.me/gibdd42.