Новокузнецк.ru

Суровые женщины и мужчины Кузбасса, которые жили на картинах художников XX века

Суровые женщины и мужчины Кузбасса, которые жили на картинах художников XX века

Редакция Сибдепо расскажет, почему в искусстве XX века так много уставших людей.

Суровые женщины и мужчины Кузбасса, которые жили на картинах художников XX векаРедакция Сибдепо расскажет, почему в искусстве XX века так много уставших людей. #rec684737591 .t154__uptitle { text-transform: uppercase; } «Это человек 1960-х, прошедший через нравственное очищение, вдохнувший воздух свободы, идущий на подвиг борьбы и труда не по идейному призыву, но по воле сердца», – Елена Кукина, «Искусство советского периода». Редакция Сибдепо продолжает рассказывать об искусстве Кузбасса. В этом материале мы раскроем тему Сурового стиля, в котором много широких плеч, мускулистых рук и ног, измазанных грязью лиц и грустного взгляда. Иначе говоря, объясним, почему на картинах XX века уставшие и гордые люди. Идеология социалистического реализма долгое время определяла направление любого искусства, в том числе изобразительного. Если описывать все происходящее простыми словами, то получится что-то вроде: все улыбаемся и машем, мы строим прекрасное будущее. Как говорят искусствоведы, соцреализм ушел вместе со смертью И.В. Сталина. А что пришло на его смену? – Грустные лица, но все тот же героизм. Пришел Суровый стиль, который разрешил людям быть настоящими. В современном искусствоведении его хронологические рамки определяются концом 1950-х – началом 60-х. Иван Филичев, Хозяйка дивных гор Суровый стиль как он есть На самом деле разделить соцреализм и Суровый стиль не так просто. Сейчас искусствоведы пытаются «очистить» изобразительное творчество от политической «шелухи» и показать главное – искусство. По сути, новым стилем занимались художники, которые были воспитаны социалистическим реализмом, поэтому разделение двух направлений достаточно условно. Можно сказать, что Суровый стиль начал зарождаться еще в соцреализме.«После смерти Сталина, в 57-х–62-х годах, молодые художники решили обновить концепцию официального советского стиля. И надо понимать, что у них у всех была одинаковая ментальность. И гражданский пафос у Сурового стиля был все также очень высокий»,— Наталья Попова, искусствоведПавел Чернов, Портрет птичницы Е.М. ЗубовойМолодые художники задумывали Суровый стиль, как новый этап развития соцреализма. Они обратились к будням человека, который преодолевает препятствия, едет добывать нефть, уголь и другое. В общем, это суровый труд обычного работяги, который пережил военные годы. #rec684752029 .t119__preface { opacity: 0.7; }Суровый стиль в Кузбассе Новое течение было свойственно художникам по всей России, но причем тогда Кузбасс? А все потому, что мастеров Сурового стиля привлекали те, кто был всегда у нас под боком в нашем регионе – шахтеры, совхозы, завхозы и стройки века. И так получалось, что художники со всей страны приезжали в Кемеровскую область, чтобы увидеть все своими глазами и перенести на свои полотна. Иван Филичев, Шахтеры«Художники разных городов, в том числе, московские мастера привозили много материала и воспевали героя, который жил у нас в Кузбассе: несломленный, преодолевающий препятствия и природные сложные условия»,— Наталья Попова, искусствовед О художниках и картинах Мастерам Кузбасса было проще, потому что ехать никуда не надо. Все очень близкое и родное. Представители нового течения часто изображали людей, которые отделены от целого общества. Такие одинокие одиночки, у которых семьи, хозяйство и тяжелая работа.И события, подобные строительству Кузнецкого металлургического комбината, вызывало большое внимание художников не только первой половины XX века, но и в целом мастеров целого столетия.Кузнецкий металлургический комбинат – масштабное строительство 30-х годов. Завод возвели за 1000 дней. Много литературы было написано о легендарном КМК и столько же картин. Конечно, во время самого строительства многие воспевали и романтизировали стройку. Но в пример мы приведем три картины 70-х годов, которые посвящены комбинату. Иннокентий Кузнецов «Грабари на Кузнецкстрое»Грабари это люди, которые во время строительства использовали такой предмет, как грабарка. По сути, они работали без каких-то специальных машин, а использовали свою физическую силу. В Музее ИЗО Кузбасса рассказали, что на картине изображено три поколения: старик, мужчина средних лет и молодой человек. У всех разный взгляд. Например, взгляд молодого устремлен вдаль, будто мечтает. Старик же смотрит прямо на зрителя. Третий мужчина вовсе сидит спиной к нам. В Суровом стиле нужно обратить внимание на то, как изображены люди. Они немного угловатые, у них массивные руки и ноги. Это то, в чем концентрируется вся сила человека и его труда. Нет никакой романтизации, а только принятие настоящего таким, какое оно есть.Юрий Лобузнов, КузнецкостройУ Юрия Лобузнова люди мелкие словно букашки. Их окружает огромное сооружение, которые они строят руками. Знамя СССР выделяется из всего, что есть на полотне, а внизу музыканты, которые поднимают дух рабочих. Отметим, что на заводе трудились как мужчины, так и женщины, это видно на картине.Виталий Карманова, Воспоминание о КузнецкстроеКартина абсолютно статична. Образы людей ничем не выделяются, они однотипны и без каких-либо особенностей. Как манекены стоят на фоне стройки, когда все только-только начиналось. И вновь знамя СССР. Суровому стилю свойственна плакатность. При этом вновь нет какой-то радости, все стоят и будто говорят: «Нам вообще-то работать надо, эта масштабная стройка в наших руках».t_onReady(function() {
t_onFuncLoad(‘t_sldsInit’, function() {
t_sldsInit(‘685636348’);
});
t_onFuncLoad(‘t675_init’, function() {
t675_init(‘685636348’);
});
var rec = document.querySelector(‘#rec685636348’);
if (!rec) return;
var wrapper = rec.querySelector(‘.t675’);
if (wrapper) {
wrapper.addEventListener(‘displayChanged’, function() {
t_onFuncLoad(‘t_slds_updateSlider’, function() {
t_slds_updateSlider(‘685636348’);
});
});
}
});#rec685636348 .t-slds__bullet_active .t-slds__bullet_body {
background-color: #ffffff !important;
}
#rec685636348 .t-slds__bullet:hover .t-slds__bullet_body {
background-color: #ffffff !important;
}
#rec685636348 .t-slds__bullet_body:focus-visible {
background-color: #ffffff !important;
}«Композиционно это выглядит как икона человека. Соцреализм в 40-50-е годы стал более публицистичным, даже газетным, то есть рассказывал какие-то истории. А представители Сурового стиля уходили от публицистичности в эпичность»,— Наталья Попова, искусствовед Николай Кирчанов, Совхозный конюхВ портретах кузбасских художников видна основная черта Сурового стиля – гордость героев портретов за свой труд. На картине «Совхозный конюх» зритель видит обветренные лицо и мускулистые руки мужчины, которые символизируют крепость духа. Павел Чернов, Групповой портрет овощеводов совхозаСуровый стиль был максимально приближен к человеку из Кузбасса. Художники XX века выбирали героев из нашего региона, потому что они находились в центре больших перемен. И, конечно, мастера из Кемеровской области, которые тоже были в эпицентре, могли полностью прочувствовать дух трудяг. И также легко прочувствовать атмосферу той жизни, когда человек олицетворял собой силу и целую историю.Текст: Виталина КармановаФото: Музей ИЗО Кузбасса© 2023#rec685644476 .t134__title, #rec685644476 .t134__descr {
color: #000000;
}

Источник: sibdepo.ru
Фото: Н.В. Вертков "Люковые Коксохима".