Марс не первое десятилетие привлекает к себе внимание не только писателей-фантастов или кинематографистов, но также теоретиков и практиков из разных областей науки.
Так, математик I категории кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского Политеха Евгений Бурмистров рассказал, насколько перспективны мечты о колонизации Марса и что человечеству могут дать исследования красной планеты, передает «Московская Газета».
Стремление изучать, а в будущем и заселять Марс является яркой иллюстрацией тяги к познанию неизведанного, которая свойственна человеку. Но у марсианских проектов есть и вполне практическое наполнение. Во-первых, передовые технологии в сферах транспорта, энергетики, разработки новых материалов, предназначенные для экспедиций на Марс, приносят реальную пользу и на Земле. Они могут применяться в самых разных отраслях, в том числе не связанных с космосом. Во-вторых, если удастся наладить добычу и доставку полезных ископаемых с Марса, это может оказаться экономически выгодным. Наконец, Марс может стать вторым домом человечества, расширив наше присутствие в космическом пространстве. А при возникновении каких-то катастроф на Земле сыграть и спасительную роль «запасного аэродрома», отметил Евгений Бурмистров.
Отвечая на вопрос о том, насколько реалистична колонизация Марса, ученый подчеркнул, что любой прогресс в этом направлении требует больших усилий и ресурсов. При существующих технологиях полет на Марс может занять 8-9 месяцев. Он станет непростым испытанием для человеческого организма.
Главными угрозами являются высокий уровень космической радиации, влияние невесомости и психологический эффект от длительной изоляции экипажа. С радиоактивным воздействием ученые борются посредством специальных материалов. Их применяют в корпусе космических аппаратов и блокируют проникновение опасных частиц. Также маршруты полетов разрабатываются таким образом, чтобы не попадать под удар повышенной солнечной активности и использовать магнитное поле космических тел для дополнительной защиты от радиации. Длительное нахождение в невесомости оборачивается потерей костной массы и атрофией мышц. Для борьбы с этими последствиями применяются специальные физические тренировки, однако полностью исключить это влияние невозможно. В любом случае астронавты нуждаются в постоянном медицинском мониторинге и особенно бережном отношении к своему здоровью.
Бурмистров напомнил, что на Марсе атмосфера разрежена и состоит на 95% из углекислого газа. Это делает ее непригодной для дыхания. Сама красная планета обладает недостаточно сильной гравитацией. Она не имеет магнитного поля для того, чтобы приемлемая для человека атмосфера могла сформироваться естественным путем.
Все действия по воссозданию пригодной атмосферы можно объединить под общим термином терраформирование. Это очень сложный и затратный процесс. Однако именно Марс подходит для подобных мероприятий наилучшим образом. Ведь там есть остатки собственной атмосферы, существовали водоемы и происходит смена дня и ночи, похожая на земную, пояснил ученый.
Однако, по словам математика, перед людьми на Марсе будет и множество других вызовов, в том числе необходимость защищаться от радиационного облучения и обеспечивать себя водой, продовольствием, топливом и электроэнергией. Необходимо будет также доставлять туда научное и промышленное оборудование. Топливо для обратных рейсов теоретически возможно производить на месте, а энергию получать из возобновляемых источников, но все эти процессы и технологии нуждаются в проработке и усовершенствовании.
Зато в случае успеха Марс может стать полигоном для экспериментов. Они в дальнейшем позволят организовывать и более длительные межпланетные экспедиции.
«Развитие космических технологий и систем поддержки жизни на другой планете — это вызов, который подстегивает инженеров и ученых на преодоление технологических барьеров», — заключил Евгений Бурмистров.
Понимание того, насколько сложная задача стоит перед специалистами и сколько ресурсов требуется на их решение. Стимулирует разные страны активизировать международное сотрудничество и объединять усилия для достижения общих целей.