Новокузнецк.ru

Бунтари с кисточками удивили Кузбасс: как «Бедная Лиза» поменяла всё

Бунтари с кисточками удивили Кузбасс: как «Бедная Лиза» поменяла всё

О том, как художники ушли от соцреализма, от традиционного творчества без «переворотов» и беззакония. Рассказываем в материале Сибдепо, как хулиганство кузбасских мастеров подарило свободу.

Бунтари с кисточками удивили Кузбасс: как «Бедная Лиза» поменяла всёО том, как художники ушли от соцреализма, от традиционного творчества без «переворотов» и беззакония. Рассказываем в материале Сибдепо, как хулиганство кузбасских мастеров подарило свободу.Просто представьте: начало 90-х, страну трясет, а государству остается жить один год. Вокруг рушится экономика и общественные устои. Перестройка изменила многое в сознании жителей страны, но кое-что на тот момент оставалось неизменным. Например, визуальное искусство СССР, в котором уже какой год царил реализм. Именно этому учили студентов в Кемеровском художественном колледже. Вокруг индустриальные пейзажи и привычные темы — портреты работников, мастеров, передовиков колхозов и совхозов, пейзажи Сибири. И вот на этом фоне в Кузбассе появилось самое нетривиальное объединение художников — «Бедная Лиза».Идея создания группы зародилась прямо во время пьянки. Четыре веселых художника за бутылочкой чего покрепче решили, что портреты передовиков производства и индустриальные пейзажи всем надоели, в том числе и им. И захотели создать что-то новое. Так уж получилось, что именно эта идея за несколько лет внесет свежие ноты в культурную жизнь Кузбасса.Название придумали буквально за бутылкой пива. В одном из интервью один из организаторов группы, Юрий Юрасов, сказал: «Время было такое: все мы чувствовали себя брошенными детьми непутевой матери». Отрывок:Газета «Кузбасс», «Бедная Лиза» и ее капитал» (6 июня 2009), цитата Ю.Юрасова. Кто был в группе?»Бедная Лиза» появилась почти как в фильме про мушкетеров. Собрались четыре товарища и начали менять судьбу. В первую очередь — свою. Потому что к тому времени каждый из них уже был более-менее состоявшимся художником. Юрию Юрасову в 1991 году было уже 42 года. Он выпускник Кемеровском художественном училище 1977 года. За его плечами были 7 лет работы в новосибирском отделении Художественного фонда РСФСР и преподавательский стаж 4 года. Сергею Червову на момент создания объединения было 33 года. И он тоже уже 6 лет преподавал в Кемеровском художественном училище (которое закончил в 1978 году). Александру Чумашвили было 32. Он — однокурсник Сергея Червова, но продолжил учебу в институте имени И.Е. Репина. На момент создания объединения был профессиональным художником. Андрей Дрозд – самый молодой участник группы, на момент создания объединения ему было всего 29 лет. Окончил Кемеровский художественное училище (1978-1982) и Харьковский художественно-промышленный институт (1982-1987). А с 2001 года преподает в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. Позже к четырем участникам присоединились еще художники, и группа разрослась до 13 человек. Как написали в журнале «Культурное наследие Сибири», для этих ребят было важно привнести что-то новое в изображение реального мира. КАК БУНТАРИ ПРОТИВОСТОЯЛИ СОЮЗУ ХУДОЖНИКОВ, НО НЕ СИЛЬНОФОТО: ЖУРНАЛ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ»t_onReady(function() {
t_onFuncLoad(‘t764_init’, function() {
t764_init(‘665302542’);
});
});#rec665302542 .t-slds__bullet_active .t-slds__bullet_body {
background-color: #222 !important;
}
#rec665302542 .t-slds__bullet:hover .t-slds__bullet_body {
background-color: #222 !important;
}
#rec665302542 .t-slds__bullet_body:focus-visible {
background-color: #222 !important;
} Мэтры из Союза художников молодым бунтарям тоже препятствий, похоже, не чинили — у «Бедной Лизы» выставки проходили каждый год (первой стала «Метаморфозы» в 1990 году, а последней — выставка «Дежа вю» в 1999 году). О группе часто писали журналисты, они привлекали огромнейшее внимание зрителей.В газете «Кузбасс» за 1993 год материал «Вновь «Бедная Лиза» автор И. Яковлев пишет о реакции зрителей: «Кому-то экспозиция безоговорочно нравилась, кто-то категорически ее отвергал».В околохудожественной среде Кузбасса порой всплывает байка о том, что художники-бунтари из «Бедной Лизы» чуть ли не послали мэтро соцреализма из Союза художников и объявили им идеологическую войну. Но это миф.На самом деле никто ни с кем не воевал, а, наоборот, все друг к другу относились более чем уважительно. На момент создания группы участники уже взрослыми людьми, а Юрий Юрасов буквально через несколько месяцев после появления «Бедной Лизы» сам стал членом Союза. А следом в Союз художников вошли и другие участники группы.Так что назвать участников группы дерзкими — сложно. Андеграунд оказался не таким уж и андеграундным. И всё же в историю культуры Кузбасса художники из «Бедной Лизы» вошли именно как бунтари и «освободители». И заслужили горячую любовь и ненависть зрителей. Всё дело в том, что они открыли людям Кузбасса такое явление, как постмодернизм.По сути, «Бедная Лиза» – это проявление культуры постмодернизма в кемеровском искусствеНаталья ПоповаДоцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения в КемГИК По словам искусствоведов, постмодернизм ­­– это авторская переработка и использование в творчестве уже существующих в культуре образов. По сути, это цитаты, из которых художник создает свое собственное произведение.Художники «Бедной Лизы» получили академическое образование. Поэтому в основе их творчества была классическая школа и реализм. Но им захотелось заговорить по-своему. Каждый вырабатывал собственный неповторимый стиль.t_onReady(function() {
t_onFuncLoad(‘t764_init’, function() {
t764_init(‘657278797’);
});
});#rec657278797 .t-slds__bullet_active .t-slds__bullet_body {
background-color: #222 !important;
}
#rec657278797 .t-slds__bullet:hover .t-slds__bullet_body {
background-color: #222 !important;
}
#rec657278797 .t-slds__bullet_body:focus-visible {
background-color: #222 !important;
} Александр ЧумашвилиАлексей ХмелевскойСергей Червовt_onReady(function() {
t_onFuncLoad(‘t_sldsInit’, function() {
t_sldsInit(‘665282092’);
});
t_onFuncLoad(‘t675_init’, function() {
t675_init(‘665282092’);
});
var rec = document.querySelector(‘#rec665282092’);
if (!rec) return;
var wrapper = rec.querySelector(‘.t675’);
if (wrapper) {
wrapper.addEventListener(‘displayChanged’, function() {
t_onFuncLoad(‘t_slds_updateSlider’, function() {
t_slds_updateSlider(‘665282092’);
});
});
}
});#rec665282092 .t-slds__bullet_active .t-slds__bullet_body {
background-color: #ffffff !important;
}
#rec665282092 .t-slds__bullet:hover .t-slds__bullet_body {
background-color: #ffffff !important;
}
#rec665282092 .t-slds__bullet_body:focus-visible {
background-color: #ffffff !important;
}Вытащили искусство прошлого в настоящееМожно подумать, что участники группы пытались «снести» традиционные устои, но это не так. Они разрешили себе взять темы, которые их волновали. Но, как оказалось, эти идеи были интересны и зрителям. А это женщины, одиночество, сны, истоки человека и просто то, что, как оказалось, очень жаждал зритель. И художники просто взяли и вывернули это все наружу, как будто вскрыли что-то давно забытое. Хотя, так оно и было.Но вдруг группа оживила кузбасского зрителя, ему вновь стала интересна абстракция, которая была почти забыта из-за соцреализма. «Бедная Лиза» вернула зрителю то, что создали еще 70 лет назад Казимир Малевич и Василий Кандинский. Которые были всемирно известными художниками и первопроходцами абстракционизма. «Бедная Лиза» буквально откопала и вернула зрителям ту свободу и простоту форм, которая за годы пока в искусстве СССР царил реализм была основательно подзабыта. Картины глазами искусствоведа “Участники «Бедной Лизы» привнесли право быть собой. Свободу творческого высказывания. Задор, долю хулиганства. Для художников 1990-х очень важно было настроить диалог со «своим» зрителем. Надо сказать, что они почти все были лирики. И часто в их работах можно было видеть любовь к недостижимому женскому идеалу, лирическое одиночество поэта (то есть творческого человека в целом) в обществе,— Наталья Попова, искусствоведАлександр Чумашвили»Свет в окошке»Александр Новиков»Сквозняк»Александр Новиков»Звездочка решетка. Портрет художника»Александр ХмелевскойКомпозиция «Все равно» #rec657292570 .t994__item:not(.t-slds__item_active) {
transform: scale(0.85); }
@media screen and (max-width: 960px) {
#rec657292570 .t994__item:not(.t-slds__item_active) {
transform: scale(1);
}
}#rec657292570 .t994__imgwrapper {
padding: 0 !important;
}function t994_luma_rgb(color) {
var isArray = Array.isArray(color);
if (typeof color == ‘undefined’) {
return ‘black’;
}
if (color.indexOf(‘rgb’) != 0 && !isArray) {
return ‘black’;
}
var rgb = isArray ? color : color.split(‘(‘)[1].split(‘)’)[0].split(‘,’);
if (rgb.length < 3) { return 'black'; } return ((0.2126 * rgb[0]) + (0.7152 * rgb[1]) + (0.0722 * rgb[2])) > 128 ? ‘black’ : ‘white’;
}
if (window.innerWidth < 960) { var loaderColor; var outerLoaderColor; loaderColor = t994_luma_rgb([34,34,34]); outerLoaderColor = loaderColor == 'black' ? 'rgba(0, 0, 0, 0.5)' : 'rgba(255, 255, 255, 0.5)'; var rec = document.querySelector('#rec657292570'); if (rec) { var louderOuter = rec.querySelector('.t994__loader-outer'); var louderInner = rec.querySelector('.t994__loader-inner'); if (louderOuter) louderOuter.style.backgroundColor = outerLoaderColor ; if (louderInner) louderInner.style.backgroundColor = loaderColor; } }t_onReady(function () { t_onFuncLoad('t994_init', function () { t994_init('657292570'); }); });Юрий Юрасов, по словам искусствоведа, умело использует различные цитаты и аллюзии в своих картинах, поэтому зрители легко могут почувствовать авторскую иронию и сарказм. Например, есть у него картина, на которой нарисован тюремный забор и сидящая рядом собачонка. Название работы такое – «Сука на зоне» . Художник часто обращается к известным образам и отображает в своем творчестве. Например, на картине "Екатерина Ивановна" изображена швея, но колорит картины и стилистика отсылает к полотну Кузьмы Петрова-Водкина "Купание красного коня". Ангел ПрощаниеЕкатерина Ивановнаt_onReady(function() { t_onFuncLoad('t_sldsInit', function() { t_sldsInit('665247633'); }); t_onFuncLoad('t604_init', function () { t604_init('665247633'); }); t_onFuncLoad('t_slds_UpdateSliderHeight', function () { t_slds_UpdateSliderHeight('665247633'); }); t_onFuncLoad('t604__UpdateSliderArrowsHeight', function () { t604__UpdateSliderArrowsHeight('665247633'); }); });#rec665247633 .t-slds__bullet_active .t-slds__bullet_body { background-color: #222 !important; } #rec665247633 .t-slds__bullet:hover .t-slds__bullet_body { background-color: #222 !important; }Юрий Белокриницкий очень внимателен к цвету и часто работает с фоном на своих картинах. По словам искусствоведа, художник часто пишет натюрморты. Белокриницкий вырос в деревне и чувство прекрасного у него тесно связано с природными образами. Например, в "Сентиментальных воспоминаниях" чувствуется легкость и воздушность в сочетании цветов. В "Красном натюрморте" гроздья рябины просто полыхают. Сентиментальные воспоминанияКрасный натюрмортt_onReady(function() { t_onFuncLoad('t_sldsInit', function() { t_sldsInit('665249992'); }); t_onFuncLoad('t604_init', function () { t604_init('665249992'); }); t_onFuncLoad('t_slds_UpdateSliderHeight', function () { t_slds_UpdateSliderHeight('665249992'); }); t_onFuncLoad('t604__UpdateSliderArrowsHeight', function () { t604__UpdateSliderArrowsHeight('665249992'); }); });#rec665249992 .t-slds__bullet_active .t-slds__bullet_body { background-color: #222 !important; } #rec665249992 .t-slds__bullet:hover .t-slds__bullet_body { background-color: #222 !important; }Сергей Червов - кузбасский художник, который придерживался эстетики минимализма. У него мало цвета, мало предметов на картинах, но очень много смысла. По словам искусствоведа, Сергей Червов в своих картинах часто отсылает зрителя к разным мотивам и даже культурам. Например, в картине "Ладья" зрители могут угадывать очертания образов как будто бы из Древнего Египта, а в пустынном пейзаже из серии "Призраки" к другим древним образам. Пейзаж из серии "Призраки"Ладьяt_onReady(function() { t_onFuncLoad('t_sldsInit', function() { t_sldsInit('665256316'); }); t_onFuncLoad('t604_init', function () { t604_init('665256316'); }); t_onFuncLoad('t_slds_UpdateSliderHeight', function () { t_slds_UpdateSliderHeight('665256316'); }); t_onFuncLoad('t604__UpdateSliderArrowsHeight', function () { t604__UpdateSliderArrowsHeight('665256316'); }); });#rec665256316 .t-slds__bullet_active .t-slds__bullet_body { background-color: #222 !important; } #rec665256316 .t-slds__bullet:hover .t-slds__bullet_body { background-color: #222 !important; }Александр Дрозд в своих картинах сталкивает два мира: повседневный и метафизический.По словам искусствоведа, Александру Дрозду интересны истоки искусства Кузбасса. Поэтому он часто обращается к образам из первобытного искусства, например, во многих его картинах угадываются силуэты древних петроглифов из Томской Писаницы. В триптихе художник соединяет геометрические формы и упрощенные фигуры животных. Триптих "Бубен шамана", 1 часть2 часть3 частьt_onReady(function() { t_onFuncLoad('t_sldsInit', function() { t_sldsInit('665233468'); }); t_onFuncLoad('t604_init', function () { t604_init('665233468'); }); t_onFuncLoad('t_slds_UpdateSliderHeight', function () { t_slds_UpdateSliderHeight('665233468'); }); t_onFuncLoad('t604__UpdateSliderArrowsHeight', function () { t604__UpdateSliderArrowsHeight('665233468'); }); });#rec665233468 .t-slds__bullet_active .t-slds__bullet_body { background-color: #222 !important; } #rec665233468 .t-slds__bullet:hover .t-slds__bullet_body { background-color: #222 !important; } Фото: Ю. ЮрьеваОбластная массовая газета «Кузбасс», 8 июня 1993Конец 90-х годов, просуществовав почти 10 лет, тихо и спокойно, объединение «Бедная Лиза» распалось. Без каких-либо скандалов. За это время художники стали известными профессионалами, «выросли» из своего бунтарства, и никто по жизни не потерялся. А в Кузбассе люди поняли, что искусство — это не всегда картины про уголь и шахтеров. Оно может быть смешным, милым и очень аллегоричным. Группа «Бедная Лиза» перестала существовать, но осталась в истории нашего региона.Текст: Виталина КармановаФото: Музей ИЗО Кузбасса© 2023#rec657326077 .t134__title, #rec657326077 .t134__descr {
color: #000000;
}

Источник: sibdepo.ru
Фото: Музей ИЗО Кузбасса/Юрий Юрасов "Ангел. Прощание".