Новокузнецк.ru

Мрачные лабиринты, жутковатые мосты и изумрудное сердце: куда поехать в Кузбассе за острыми ощущениями

Мрачные лабиринты, жутковатые мосты и изумрудное сердце: куда поехать в Кузбассе за острыми ощущениями

Сибдепо продолжает серию материалов о необычных уголках Кузбасса. На этот раз мы отправляемся дальше на юг региона — в район поселка Мундыбаш. Посмотрим на мост «из средневековья», обследуем штольни заброшенного рудника и поднимемся на гору, где стоит уникальный памятник.

Дорогу в Горную Шорию сегодня отлично знают не только горнолыжники и сноубордисты. Сибирская Швейцария, как давно окрестили эти места, пользуется популярностью у туристов круглый год. Все, кто отправляется в Шерегеш, обязательно проезжают мимо поселка Мундыбаш. И напрасно. Не проезжайте мимо! Здесь есть очень интересные локации. А осенью, в золоте листвы, эти места особенно красивы.

Арочный мост

Трасса Новокузнецк – Таштагол подходит к Мундыбашу с небольшого возвышения, так что на въезде открывается красивый панорамный вид — с рекой и золотыми куполами церкви. Но мы вернемся сюда вечером и посмотрим на поселок с другой горы. Сейчас наша задача проехать чуть дальше.

Примерно через 5-6 километров справа у трассы стоит кафе, есть небольшая парковка. Здесь обычно останавливаются рейсовые автобусы. Оставляем машину, переходим на другую сторону дороги и по грунтовке углубляемся перпендикулярно трассе к железнодорожной ветке, чтобы сделать несколько фотографий одного из самых живописных мостов Кузбасса.

Об истории этого моста говорят разное. Кто-то относит его строительство к самому началу XX века, ко временам «Копикуза». Это учреждённая в 1912 году франко-немецко-бельгийская компания, которая владела правом на монопольную разработку многих угольных месторождений в Сибири, в том числе и в Кузбассе.

См. также

На самом деле это необычное сооружение, похожее на декорации к фильму о рыцарях и принцессах, несколько моложе. Железнодорожную ветку «Мундыбаш – Таштагол», которая проходит как раз по мосту, начали прокладывать в 1930-х годах. Собственно, тогда и стал активно строиться сам поселок – как важный железнодорожный узел, который обеспечивал вывоз руды с железорудных месторождений.

На прокладке дороги в 1938-1940 годах трудились заключенные Горшорлага. Многие из них были репрессированными – это бывшие дворяне и священники, ученые и раскулаченные крестьяне. Нередко рабочие гибли от голода, болезней и усталости прямо на стройке. Тела не хоронили, а тут же забрасывали щебенкой.

Говорят, что, даже не зная истории моста, особо чувствительные люди мгновенно ощущают какую-то гнетущую энергетику этого места. Или мистическую – кому как больше нравится. Если небо хмурится в тон серым камням облицовки, то действительно сооружение выглядит сурово. Но в солнечный день вода в реке Учулен приобретает легкий изумрудный оттенок, а общая атмосфера становится, скорее, романтической. Тогда и фотографии здесь можно сделать совсем другие. Видите сердечко?

См. также

«Река телеутов»

Прощаемся с мостом и едем еще немного по трассе в направлении Таштагола. Но сворачиваем влево рядом с указателем на Мундыбаш. Это еще один заезд в поселок, он идет через гору.

Качество дороги не даст вам разогнаться быстрее 40 км/час, так что неспешно наслаждайтесь видами шорской тайги. Вскоре вправо от асфальта будет уходить гравийка без указателей – это путь в поселок Тельбес. Нам туда.

Небольшой и очень живописный поселок Тельбес располагается в долине одноименной реки. Считается, что ее название переводится на русский язык как «река телеутов». Главная достопримечательность, с которой нам предстоит здесь встретиться – это подвесные мосты. До первого из них можно добраться на машине. Дальше проезд для посторонних закрыт, о чем красноречиво свидетельствует знак «кирпич» и натянутая поперек дороги цепь.

См. также

Теоретически можно перейти реку и по первому мосту. Но мы дойдем до следующего, поскольку двигаемся к самой окраине поселка – на заброшенный рудник. Чтобы переправиться на другой берег, придется собрать всю волю в кулак. Людям с боязнью высоты или воды на мосту через Тельбес будет, мягко говоря, не по себе.

Конструкция выглядит жутковато: кажется, что старые деревянные доски не выдержат и обязательно проломятся под ногами. Ржавые перила и «петли», на которых лежит настил, не внушают доверия. А когда мост начинает скрипеть и раскачиваться в такт шагам, хочется зажмуриться и немедленно телепортироваться на сушу.

См. также

В отличие от крадущихся по мосту испуганных туристов вроде нас, местные жители и дачники обычно проходят по нему беззаботным бодрым шагом. Привыкли. Зато с другого берега открывается вид практически на всю долину реки, очень красиво.

См. также

Изумрудное сердце Тельбеса

Дорога с моста уходит вправо вниз, продолжаем идти вдоль берега. Когда заканчиваются дома, поднимаемся по небольшой насыпи, и вот мы на территории заброшенного Тельбесского рудника.

Здесь можно спуститься к озеру, которое по понятным с первого взгляда причинам прозвали Изумрудным сердцем Тельбеса. Вода действительно имеет яркий оттенок, а в очертаниях затопленного карьера угадывается сердечко. Спуск от тропы к озеру, кстати, довольно крутой.

См. также

Глубина рукотворного водоема, по разным данным, от 25 до 84 метров, а на дне якобы покоится вечный ледник. Может быть, поэтому даже в сильную жару вода в озере почти не прогревается, разве что совсем у берега и у самой поверхности и. А уж осенью купаться здесь и вовсе не стоит. Так что ограничимся фотографиями.

Страх высоты и глубины мы уже преодолели, впереди – испытание для клаустрофобов. Мы собираемся пройти по заброшенным лабиринтам старого рудника. Если решитесь и вы, то не забудьте фонари и резиновые сапоги, а в идеале – еще и каску.

См. также

Внутри скалы

О том, что в Тельбесе есть залежи руды, люди знали еще в позапрошлом веке. Но по-настоящему масштабное освоение железорудного месторождения в этом районе началась в 1930-х годах, вместе со строительством Кузнецкого металлургического комбината в Сталинске, ныне Новокузнецке.

Первую руду здесь добыли в 1932 году. Именно ради ее транспортировки и строилась та самая железная дорога, где стоит арочный мост. Примечательно, что на аглофабрику в Мундыбаш руду доставляли по 7-километровой канатной дороге, очень похожей на горнолыжные подъемники. Только опоры были деревянными, а вместо кабинок с людьми – груженые вагонетки. Но, как пишет геолог Александр Смышляев, уже в 1943 году месторождение было полностью отработано, а затем закрыто.

См. также

Сегодня брошенный рудник представляет собой разноуровневую сеть тоннелей. Часть из них давно затоплены, некоторые проходы перекрыты завалами. Но местами можно встретить сохранившиеся элементы крепи или ржавые цепи с анкерами. Озноб пробирает не от холода, а от осознания, что этим пещерам и остаткам бывшего рудника — почти 100 лет.

Высота штольни не везде позволяет передвигаться в полный рост, местами приходится приседать и наклоняться, чтобы не удариться головой о каменистые своды. Вот для чего нужна каска. А без фонарика заходить внутрь категорически нельзя. Даже если в конце тоннеля есть свет, и вам кажется, что всё видно. Потому что в некоторых проходах есть вертикальные шахты. В полумраке можно оступиться и упасть с большой высоты.

См. также

Кстати, в этих неуютных пещерах настолько холодно, что лед не тает до середины лета. Хотя снаружи поверхность скалы здорово нагревается на солнце и остается теплой до глубокой осени. Оттого здесь так любят собираться божьи коровки перед зимней спячкой. Еще мы заметили седоголового дятла. Эту птицу редко удается увидеть и тем более сфотографировать – очень уж она не любит соседство с людьми.

Впрочем, люди здесь бывают регулярно. Недалеко от озера есть две небольшие стоянки. Летом по выходным здесь часто можно увидеть палатки. На присутствие человека намекают также «наскальная живопись» и содержимое соседнего оврага…

См. также

Паровоз на вершине

Солнце уже клонится к закату, а у нас впереди еще одна, последняя, локация. Но для начала придется вернуться в Мундыбаш. Выезжая с гравийки на поселковую объездную, сворачиваем вправо. Примерно через 900 метров на развилке сворачиваем влево. В приницпе нужная нам точка есть на картах навигатора, так что промахнуться сложно. От развилки нужно проехать или пройти пешком (мы предпочли второй вариант) еще около 700 метров.

Тропа ведет к вершине горы, которая называется Семафорная. Здесь, на 200-метровой высоте, на небольшой площадке, где летом растет клубника и пасутся коровы, стоит самый настоящий паровоз. Первые эмоции от увиденного трудно передать словами – это смесь восхищения и изумления. Как?! Как 82-тонную махину затащили на такую высоту?

См. также

Построенный в 1931 году, этот паровоз почти 60 лет трудился на железной дороге СССР – от Узбекистана до Дальнего Востока. Пока в 1989 году не стал памятником. Установить Э-715.12 на горе предложил местный ветеран-железнодорожник.

Поговаривали, что локомотив доставили на вершину вертолетом, а старики шутили, что на гору специально прокладывали пути, чтобы закатить паровоз. Конечно, это не так. На самом деле локомотив разбирали и поднимали по частям. И вот уже больше 30 лет он возвышается над железнодорожным поселком как бессменный страж.

См. также

С горы Мундыбаш видно как на ладони. В лучах закатного солнца он выглядит особенно уютно. А сколько еще в Кузбассе таких обычных с виду поселков, которые на самом деле окружены загадками и интересными историям? Стоит только остановиться и приглядеться. Так что если будете в этих краях – не проезжайте мимо.

Источник: sibdepo.ru
Фото: Сибдепо/Анна Лаврова.