Новокузнецк.ru

«Видим сталь насквозь»: уникальную технологию внедрили на ЕВРАЗ ЗСМК

«Видим сталь насквозь»: уникальную технологию внедрили на ЕВРАЗ ЗСМК

На производстве уже ставших легендарными 100-метровых рельсов заработала новая ультразвуковая установка. Современное оборудование позволяет контролировать качество продукции с небывалой точностью. Как металлурги проверяют «здоровье» рельсов – в материале Сибдепо.

Erid: Kra23b4U7

Почти 10 лет назад ЕВРАЗ ЗСМК первым в России освоил выпуск 100-метровых рельсов. С тех пор металлурги постоянно совершенствуют технологии производства и внедряют новые разработки. По кузнецким рельсам ездят железнодорожные составы, поезда метро и городские трамваи. Один только Московский метрополитен перевозит больше 2 млрд пассажиров в год. Осознавая такую огромную ответственность, ЕВРАЗ ЗСМК очень внимательно следит за качеством своей продукции.

Сегодня предприятие сделало еще один важный шаг в этом направлении — на производстве 100-метровых рельсов запустили в работу новую установку ультразвукового неразрушающего контроля для поиска внутренних дефектов рельсов.

УЗИ для стальных «пациентов»

Ультразвук – это не только всем известная медицинская технология обследования живого организма. Практически по такому же принципу сегодня можно проверять и «здоровье» рельсов. Стальное «тело» должно быть чистым, без недопустимых дефектов. И чем точнее контролирующее оборудование, тем, соответственно, выше качество продукции, которую получит потребитель.

«Всего новых установок пять: две работают на линии 25-метровых рельсов и три установки — на линии 100-метровых рельсов. Одна из них — это установка ультразвукового контроля зеркально-теневым методом, вторая — установка неразрушающего контроля для проверки качества поверхности рельсов при помощи ультразвука фазированными решетками и третья – новая – это эхо-импульсная установка ультразвукового контроля на фазированных решетках. Она имеет некоторые преимущества по сравнению с более старым оборудованием. Это более качественный и более объемный контроль рельсов», — рассказал старший мастер участка неразрушающего контроля рельсобалочного цеха ЕВРАЗ ЗСМК Алексей Николаев.

Все дефекты, которые выявляет ультразвуковой контроль, называются «несплошности». Определить их происхождение и состав невозможно, но здесь важнее форма и размер. Если параметры дефекта превышают допустимые значения, рельс безжалостно отправляют в брак.

См. также

Качество – значит, безопасность

В год ЕВРАЗ ЗСМК выпускает 950 тысяч тонн 100-метровых рельсов. И металлурги всегда готовы ответить за качество и безопасность своей продукции. За каждый миллиметр рельса. Точнее, за каждые полтора миллиметра — именно на таком расстоянии друг от друга расположены датчики системы ультразвукового контроля. От нее не спрячется ни один дефект.

«Контроль рельсов мы проводили всегда. В 2011 году была запущена первая установка неразрушающего контроля в комплексе. Тогда мы ее поставили с оборудованием канадской фирмы и на протяжении практически 5 лет работали на ней. В процессе эксплуатации стало понятно, что не всё работает так, как нужно. Мы пришли к выводу, что необходима глубокая модернизация текущих установок», — вспоминает технический директор ЕВРАЗ ЗСМК Роман Молоканов.

К тому же постепенно ужесточались требования к готовой продукции, менялась нормативно-техническая документация. Поэтому в 2015 году установку начали полностью модернизировать, причем уже на базе российского производителя.

«За последние 5 лет мы заменили почти весь комплекс ранее поставленного оборудования, то есть ввели в эксплуатацию новый профилемер, новую установку контроля прямолинейности и скручивания рельсов и весь комплекс по ультразвуковому контролю внутренних дефектов и качества поверхности рельсов», — отметил Алексей Николаев.

См. также

Конец – лишь новое начало

Финальной точкой модернизации и стала пятая установка ультразвукового неразрушающего контроля. Хотя внедрение этой технологии изначально вызвало и вопросы, и сомнения. Специалисты ЕВРАЗа не скрывают – было страшно. Мировая практика показала, что реализовать эту идею будет непросто. Например, австрийская компания Voestalpine, куда наши металлурги ездили для обмена опытом, не сумела применить такую технологию в своем производстве.

«Но нас это не остановило. И это опять героический труд нашего высококвалифицированного персонала. Это наши уникальные компетенции, которые удалось развить в процессе проведения ультразвукового контроля и неоднократной модернизации оборудования. И вот на текущий момент запущена последняя линия, которая позволяет мне с гордостью и уверенностью сказать, что мы максимально знаем всё о своих рельсах. И на сегодняшний день наш неразрушающий контроль рельсов — самый точный в мире!», — подчеркнул Роман Молоканов.

Чем больше металлурги знают о своем продукте, тем эффективнее можно выстроить весь производственный цикл: оперативно вносить изменения в технологию, заниматься стабилизацией всех процессов, чтобы в конечном итоге кузнецкие рельсы стали максимально качественными и безопасными.

См. также

 

Запуская в работу в 2011 году первую установку неразрушающего контроля, на комбинате думали, что достигли пределов возможного. Сегодня технологии, которые 12 лет назад казались космическими, металлурги ЕВРАЗа в шутку называют каменным веком. И готовы двигаться дальше.

«Прогресс невозможно остановить, и мы будем думать над следующими шагами, — отметил Роман Молоканов. — Это зависит от того, что мы технологически сможем сделать. То есть стабилизировать технологию и довести точность исполнения технологических параметров до того уровня, когда нам текущего контроля станет недостаточно — это и есть наша следующая задача».

АО «ЕВРАЗ ЗСМК», ИНН 4218000951

Источник: sibdepo.ru
Фото: АО «ЕВРАЗ ЗСМК».