Сентябрь – начало учебного года для школьников и студентов, старт активного делового сезона после периода отпусков. Не мудрено, что автомобильный трафик на дорогах в это время ощутимо меняется. Движение становится плотнее, пробки — длиннее, автобусы – полнее. Хотя с последними в Новокузнецке и летом было непросто. Практически ежедневно горожане жаловались властям на общественный транспорт.
Проблемы основного новокузнецкого перевозчика «ПитерАвто», который работает по муниципальному контракту, известны уже даже детсадовцам: предприятию не хватает водителей, а автобусы непрерывно ломаются. Сибдепо не раз писал о том, как компания и власти пытаются совместно преодолеть эти трудности. И вот буквально на днях глава Новокузнецка озвучил еще одну проблему, которая мешает общественному транспорту ходить по расписанию – автомобильные пробки.
«Зачастую то, что транспорт у нас ходит плохо и не приходит, это пробки, в которых мы стоим. А люди стоят на остановке, видят автобус, но не могут в него сесть. И здесь нужно решать вопрос с выделением движения», — заявил мэр Сергей Кузнецов и рассказал, как в городе планируют «разгружать» улицы.
См. также
Дорогу пассажирам!
В Новокузнецке сегодня обособленная полоса для пассажирского транспорта есть только в Орджоникидзевском районе. Она позволяет автобусам ехать по односторонней дороге, что называется, «против шерсти». «Выделенки» в попутном направлении в Новокузнецке пока нет ни одной. Но, похоже, скоро они появятся.
«Действительно, у нас стоит такая задача – разработать первичную сеть выделенных полос. Понятно, что везде их делать нельзя. Есть методические рекомендации Минтранса по внедрению выделенных полос, которые вышли в 2021 году. Основываясь на них, мы выбрали на данный момент самые необходимые участки – это подъезды к Рембыттехнике, улица Кирова частично, с выходом на Кузнецкий мост. И вот эти участки мы сейчас просчитываем, насколько выделенные полосы там будут обоснованы», — рассказал Сибдепо руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий.
Кстати, в городах с населением до 1 млн человек выделенные полосы должны занимать как минимум пятую часть от общей протяженности маршрутов общественного транспорта. Во всяком случае, таковы рекомендации Минтранса. Так что Новокузнецку есть к чему стремиться. Впрочем, специалисты говорят, что на перегруженных участках дорог «выделенка» не поможет, а, наоборот, только ухудшит ситуацию. Поэтому в проектном офисе сейчас прорабатывают разные варианты.
См. также
«Что касается той небезызвестной части, где у нас пересечение улиц Кирова и Тольятти, то там, скорее, правильнее будет делать специальное обособление, которое называется шлюз – когда переносится светофор для того, чтобы общественный транспорт мог заранее выехать в нужную ему полосу», — рассказал Денис Новохацкий.
Но ни шлюзы, ни обособленные полосы с буквой «А» сами по себе с пробками не справятся. Поэтому в мэрии нашли еще одно средство борьбы с перегруженными дорогами – платные парковки.
Какая связь между пробками и парковками? Элементарная. В отсутствие специальных стоянок или при заполненных парковочных карманах автомобилисты оставляют свои машины прямо на дороге, нередко под запрещающими знаками. А это — минус одна полоса для движения транспорта в каждую сторону. Было на дороге шесть полос, стало четыре. Было четыре – стало две, и так далее.
См. также
Куда ставить-то?
Этот вопрос завхоза из старого фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» регулярно встает и перед новокузнецкими водителями. Потому что парковок в городе не хватает, зато мест, где оставлять машину нельзя – предостаточно.
По данным управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства, в Новокузнецке больше 150 участков, на которых запрещены стоянка и/или остановка автомобилей. Чтобы было понятно: новая часть улицы Кирова от кольца Дома Быта до Левого берега протяженностью около 2 км – это лишь один участок.
Бросать машины на центральных проспектах автомобилисты в большинстве своем побаиваются, хотя бывает и такое. Но зато все ближайшие к «красным линиям» улицы, местные проезды и дворы при этом внешнем благополучии запаркованы под завязку.
Типичный пример – безымянный, но очень популярный у водителей, проезд от школы №44 к улице Кирова. Да, здесь есть бесплатная парковка на целых 36 мест, которые всегда заняты. Вся остальная двухполосная дорога уставлена запрещающими знаками. Но даже под угрозой штрафа и эвакуатора водители бросают машины на проезжей части с обеих сторон. Посреди дороги остается узкая полоска, по которой даже легковым авто приходится протискиваться. Как проезжает крупный спецтранспорт вроде мусоровозов – загадка. А просто парковаться больше негде.
См. также
За комфорт придется платить
И вот недавно в очередной раз прозвучала не новая уже идея – организовать в Новокузнецке платные парковки. Причем инициативу проявили даже не чиновники, а сами автомобилисты.
«В Москве сейчас демонтировали 590 паркоматов. Эти терминалы хотят передать в регионы, которые только начинают развивать платные парковки. …Есть предложение получить эти терминалы из Москвы и установить их на парковках возле администрации г. Новокузнецка, администрации Куйбышевского района, на пр. Курако от крытого рынка и до «Ласточки» и в начале ул. Энтузиастов, а также возле суда Центрального района», — такое пожелание отправил новокузнечанин на прямой эфир с мэром.
Оказалось, что о платных стоянках в мэрии размышляют уже давно. Деньги, собранные за парковку на муниципальных площадках, были бы вовсе не лишними для местного бюджета, признался мэр. Но перейти из фазы планирования в фазу активных действий несколько лет не позволяло законодательство. Теперь же транспортники смогут смахнуть пыль с уже разработанных документов и заняться обустройством платных парковок.
«Два года назад мы прорабатывали первичный проект на 5 тысяч платных парковочных мест, но все уперлось в проблему с тарифом. Поскольку в регионе никогда не был установлен тариф и методика расчета тарифа для платных парковочных пространств. И вот буквально в начале сентября Минтранс ее опубликовал. Сейчас эта проблема должна быть решена», — сообщил Денис Новохацкий.
Платные парковки предусматривают наличие контроля, охраны и видеонаблюдения. Но многие ли новокузнечане готовы раскошелиться ради комфорта и безопасности – пока неясно. В городе есть как удачный, так и неудачный опыт платного паркинга. Например, горожане охотно пользовались парковой на вокзале, где первые 20 минут можно было находиться бесплатно. А вот платная парковка возле ТРЦ «Глобус», которая просуществовала около трех с половиной лет, большую часть суток пустовала.
«Самый главный постулат: прежде чем, как говорят в народе, «нахлобучить» весь город платными стоянками и накрыть весь город конфликтом, нужно сначала разграничить, где будут платные стоянки альтернативные, а где будут обязательные бесплатные. И тогда все будет так, как должно быть», — подчеркнул мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов.
Если вы обрадовались и решили, что в городе обустроят новые парковки в дополнение к уже существующим, то придется вас немного огорчить. Потому что платные стоянки будут появляться на месте бесплатных, уточнили в проектном офисе по развитию общественного транспорта. Правда, при этом часть парковочных зон обещают расширить и сделать там перепланировку, чтобы максимально эффективно использовать городское пространство.
Улыбайтесь, вас снимают
Когда и какие конкретно бесплатные стоянки станут платными – пока не сообщается, поскольку проект еще не согласован окончательно. А чтобы культура правильной парковки у новокузнецких водителей формировалась еще быстрее, в мэрии подумывают вернуть на дороги мобильный комплекс автоматической фиксации нарушений «ПаркРайт».
По сути, это всевидящее око на колесах. Камера – в машине, машина — на дороге. И ее маршрут каждый раз непредсказуем. Так что получить штраф за оставленный в неположенном месте автомобиль можно в самых неожиданных уголках города. Причем на этот раз искать «королей парковки» планируют не только на дорогах, но и во дворах. Обещают штрафовать за стоянку на детских площадках, газонах и теплотрассах.
Что касается сроков реализации всех этих планов, то первые изменения на городских дорогах новокузнечане должны почувствовать уже в следующем году, заверили в проектном офисе по развитию общественного транспорта.
А что в столице?
Нет, мы не станем сравнивать Новокузнецк с Москвой. Речь о столице Кузбасса. Сопоставимые по размеру и инфраструктуре города могли бы перенимать друг у друга успешный опыт в части организации общественных пространств.
В Кемерове, например, уже больше 10 лет существуют выделенные полосы для общественного транспорта на проспекте Ленина. В мэрии не раз называли этот опыт удачным и собирались распространить его и на другие улицы города. Но пока так и не собрались.
См. также
Были в планах у городской администрации и платные парковки, а депутаты горсовета принимали соответствующие решения, в том числе и весной текущего года. Но и тут дальше разговоров дело пока не пошло, а найти безопасное и разрешенное для стоянки место под машину в центре Кемерова – по-прежнему целый квест.
«Рассмотрение вопроса о выделенных полосах и платных парковках целесообразно после завершения транспортной модернизации (в особенности трамвая) и запуска обхода города Кемерово», — так ответили в мэрии Кемерова на запрос редакции Сибдепо о планируемых мероприятиях по разгрузке городских дорог и перспективах развития платных парковок.
Получается, что и кемеровчанам тоже придется подождать до лучших времен. Похоже, на сегодняшний день единственный способ не зависеть от автомобильных пробок, парковок и режима работы общественного транспорта – ходить пешком. Если, конечно, у вас нет маленького личного вертолета.