Новокузнецк.ru

150 этносов: в Кузбассе разделился русский народ

150 этносов: в Кузбассе разделился русский народ

В числе народов Кузбасса появились странные «разновидности» русских, а те, кто раньше считал себя русскими, теперь выделены в отдельные национальности. По крайней мере, такие данные есть в списке национальностей Кузбасса на сайте народыкузбасса.рф.

Сам сайт – это образовательный проект Областной детской библиотеки, и, как рассказали Сибдепо сотрудники библиотеки, при составлении списка народов Кузбасса были указаны данные последней переписи населения. То есть, это то, как кузбассовцы идентифицируют сами себя.

Так, 55 899 кузбассовцев предпочли вообще не указывать свою национальную принадлежность, ещё 188 назвали такую национальность, которая в официальный список не вошла, а остальные 2 707 236 свою принадлежность к тому или иному народу назвали. В итоге получился список из более чем 150 национальностей.

Явным национальным меньшинством в Кузбассе, согласно данным этого списка, (всего по одному человеку на регион) можно назвать андийцев, алеутов, тубаларов, бельгийцев, горских евреев, аджарцев, ижорцев, израильтян, ительменов, канадцев, горских марийцев, полинезийцев, португальцев, русинов, народность тазы и таты, турков-месхетинцев, удыгейцев и финнов-ингермандландцев.

Национальным большинством в регионе являются русские – 2536646. Вот только самая многочисленная национальность Кузбасса в перечне народностей внезапно разделилась на 30 частей – русские казаки и русские поморы там указаны как отдельная национальность (с численностью 82 и 2 человека соответственно), а среди русских составители списка указали целых 28 подгрупп.

Прямиком из тайги

В числе этнических «подгрупп» русских в спуске народностей Кузбасса указаны буртасы, ведруссы, великороссы, горюны, горяне, гураны, духоборы, дырники, затундренные крестьяне, индигирцы, карымы, кержаки, колымчане, красноверцы, кулугуры, липоване, молокане, нууча, обские старожилы, русско- устьинцы, семейские, сибиряки, скобари, смоляки, староверы, тютнярцы, челдоны, якутяне.

Пока мы разбирались, кто есть кто и что это за люди вообще, выяснилось интересное. Так, великороссы, горюны/горяне, гураны, затундренные крестьяне, индигирцы, карымы, якутяне – это реально существовавшие или так когда-то называвшиеся этнографические, этнические группы и субэтносы русского народа. Духоборы, дырники, кержаки, семейские, староверы, кулугуры, липоване, молокане – это различного течения группы старообрядцев, в разные годы бежавшие в Сибирь от преследования властей.

Но в числе «отдельных» субэтносов затесались и крайне странные. Например, буртасы – исчезнувшее племя, чьё место проживания и этническая принадлежность вопрос, вроде бы, спорный. Красноверцы – непонятная группа верующих, сведения о которой туманны и пугающи (да и есть ли она). Чалдоны, обские старожилы, калымчане, русско-устьинцы – это русские, которые первые переехали в Сибирь из западной части России и заселились в Сибири. К примеру, в США таких смельчаков принято называть пионерами-переселенцами и съедать в их честь в День благодарения индюшку, а не выделять в отдельный этнос. Нууча – это «русский», только на якутском языке (про гринго, лаоваев и фарангов слышали?). А от того, что сибиряков в этом списке выделили в отдельную этническую подгруппу русских, наверняка стало обидно всем остальным жителям Сибири других национальностей.

Особенно порадовали из обширного списка экзотических русских тютнярцы – это жители старинного села Тютняры в Челябинской области, смоляки — выходцы из Смоленской области. Чем они отличаются от всех остальных русских, кроме как названием села, неизвестно. Со скобарями, выходцами из Пскова и псковской области, тоже интересно. Жителей Пскова пару веков назад называли «скобарями» из-за того, что именно из этой местности обозами шли на ярмарки и рынки скобяные изделия. История превращения язвительного прозвища в этническую подгруппу – это как если бы автомеханики Сибири внезапно осознали себя новым этносом.

Абсолютным победителем парада «странных русских» стали ведруссы – литературные персонажи новосибирского фотографа времён перестройки. Он написал целую серию книг о сексапильных отшельницах, летающих тарелках и таёжном ясновидении (советуем не углубляться).

Сибирские эльфы

Понятно, что большинство участников опроса,  указывая в анкете переписчика, что они из кержаков, затундренных крестьян и  великороссов, просто отдавали дань уважения своим предкам. Но вот что от куда взялись остальные подгруппы и что заставляет типичного жителя многоэтажки или пгт в Кузбассе относить себя к ведруссам и нууча, вопрос интересный. И мы с ним обратились к учёным.

Научный сотрудник музея археологии и этнографии Южной Сибири КемГУ Татьяна Кимеева занимается изучением народов Кузбасса. По словам учёного, то, что кузбассовцы указали в переписи населения, с реальным данными учёных согласуется не везде.

Например, многочисленные участники казачьих фестивалей в Кузбассе скорее всего настоящими потомками казаков не являются, просто себя относят к этому субэтносу.

«Казаки – это группа служивых людей, и у нас в Кузбассе их как таковых крупных казачьих поселений не было. Если человек, живущий в Кузбассе себя относит к казакам, то значит, этот человек приехал из другого региона страны. Или он не так себя идентифицирует. Поселений поморов в Кузбассе вообще не было, максимум несколько семей ещё в советское время приехали работать на шахты.  Чалдоны – это особая группа русских, мы их относим к русским Притомья, но так и не выяснено достоверно, кто именно эти переселенцы и откуда. Существуют лишь несколько фантазийных высказываний по поводу поселения то ли Чалы, то ли с Дона. Но ни в какой субэтнос их выделить невозможно, так как люди себя не осознают чалдонами и ничем не отличаются от остальных», — рассказала Татьяна Кимеева.

Кандидат исторических наук, начальник учебно-методической службы КГПИ КемГУ Любовь Борина несколько научных работ посвятила теме формирования этнического самосознания. По мнению, Любови Бориной, отдельная этническая общность образуется в тот момент, когда возникает национальное самосознание.

«Выделять народы можно по разным основаниям. Например, казаки — это этносоциальная группа русских, это особенный род занятий людей, некоторые особенности культуры  и должна быть самоидентификация с привязке к месту проживания. Поморы в советской этнографии считались полностью ассимилированной группой, но после развала СССР инициативная группа поморов выступила за включение их в переписные листы под собственным самоназванием историческим. У них двойная самоидентификация и двойное самоназвание — русские поморы. Чалдоны, затундренные крестьяне и другие этнографические группы — старожилы Сибири.

Главным показателем того, что население осознает свою особость, является наличие самосознания и самоназвания. И до сих пор идут споры о том, создание этноса — это естественный процесс или новый этнос можно сконструировать. Об искусственной конструировании украинкого этноса недавно говорил наш президент. Известный антрополог Патрик Сузи, например, говорил: «Народы не самоопределяются — их самоопределяют». Я придерживают того мнения, что если эта конструкция, естественная она или искусственная, устойчива — значит мы имеем дело с этносом».

По мнению Любови Бориной, даже в ситуации, когда группа поклонников Толкиена обретёт национальное самосознание, начнёт называть себя сибирскими эльфами, отстаивать свои права и будет сохранять национальное самосознание достаточно долго, то вскоре мы будем иметь дело с новой этнической группой.

Общественный процесс

О том, что же заставляет национальное большинство указывать (и придумывать) себе дополнительную национальную самоидентификацию, и чем это может закончиться, мы также спросили кузбасских учёных политологов.

Александр Коновалов, доктор исторических наук, профессор кафедры философии и общественных наук института истории и международных отношений КемГУ считает, что странные данные пересили – не столько отражение реальных общественных процессов, сколько народное творчество. Бесконечному делению на национальности политолог противопоставляет общее для всех национальностей понятие «российский народ».

«Иерархия этнических обществ – это тонкий момент. Даже при общности языка, религии и культуры, люди могут делиться по принципу бытового уклада. И этот процесс может быть бесконечен. Даже быт кемеровчан, наверняка, отличается от быта новокузнечан. И люди этим с удовольствием пользуются. Ещё одну перепись назад, когда не были усовершенствованы процессы, в числе жителей страны оказывалось подозрительно много эльфов, гномов и фей. То есть, говорить о себе можно всё, что угодно. Но есть озвученное ещё Ельциным определение «россияне», «российский народ», вот им и надо пользоваться», — отметил Александр Коновалов.

Впрочем, по мнению другого учёного-политолога, доктора политических наук, профессора кафедры истории КемГМА Сергея Бирюкова, развитие процессов «национального разделения» совсем не такая безобидная прихоть участников переписи, как может показаться. И в будущем это явления может быть опасно для российского общества (при том, чтобы имеем дело с абсолютным большинством населения – опасно вдвойне). А их возникновение – свидетельство слабой национальной и культурной политики.

«Этничность — проект социального конструирования и воображения. Если гибко этим не управлять, то это может ослабить общероссийскую идентичность. Это случится не сразу, подобные процессы занимают годы. Как итог, может ослабнуть лояльность этнических групп к общегосударственным институтам», — отметил Сергей Бирюков.

Источник: sibdepo.ru