Фольклор – это не то, что совсем устарело и кануло в Лету, его могут и любят петь молодые люди. Фольклор – это то, что имеет право на существование в современности. В Новокузнецке традиционные народные песни поют и изучают под руководством Виктории Трубицыной в студенческом фольклорном коллективе КГПИ КемГУ «Русская сказка», а также в городском проекте для всех желающих «Поём по средам».
Всё началось с увлечения сказочной прозой, позже студенты факультета русского языка и литературы НГПИ под руководством Татьяны Староверовой стали разучивать русские традиционные песни. В 80-е годы студенты педагогического института ежегодно записывали фольклор по Кемеровской области во время учебных практик. Накопленный материал захотелось сохранить и озвучить, дать старинным песням новую жизнь. Сегодня коллективу «Русская сказка» уже 35 лет.
«Сейчас многое изменилось, записывать в современной деревне практически нечего, исполнители традиционных песен ушли из жизни. В какой-то момент не произошло передачи песенного наследия следующему поколению и нить прервалась. Сегодня есть возможность сохранить то, что мы уже успели зафиксировать и восполнить пробел в сознании людей молодого и даже среднего возраста», — рассказала руководитель коллектива.
По словам Виктории Трубицыной, сейчас можно смело ездить по тем же самым деревням, селам и посёлкам, где когда-то записывался уникальный песенный фольклор и знакомить местное население с их же певческой традицией. Такой парадокс.
См. также
По факту оказывается, что старинные песни уже никто не помнит, певческие коллективы при сельских домах культуры поют авторские песни советского времени, современную лирику в стиле Надежды Кадышевой, что-то «окультуренное» народное и совсем далекое от традиции.
Кому вообще нужен фольклор и русские народные песни?
«Молодежи нужен. Не всем, конечно… Но это потому, что многие просто не знают, как звучит настоящая песня. Студенты ходят ко мне в коллектив, потому что им интересно, им нравится петь то, что никто не поёт, нравятся ощущения во время пения, эмоциональные переживания. Лучше их самих спросить, конечно, чем привлекает русская песня.
Сейчас у нас нет таких выездных фольклорных практик, как раньше. Нет возможности услышать пение в естественной среде от носителей традиции. По сути мы создаем свою традицию пения в городских условиях, но максимально приближенную к аутентичной манере.
Стараемся почаще выступать на городских площадках. Из-за коронавирусных ограничений у нас возник перерыв. Но сейчас всё налаживается. В этом году выступали на фестивале «Студенческая весна», на фестивале национальных культур образовательных организаций г. Новокузнецка «Весна идет! … Весне дорогу!». Последнее мероприятие у нас было для ветеранов труда по случаю празднования 9 мая. На это выступление пришли и выпускницы «Русской сказки»», — рассказала Виктория Трубицына.
Последний раз «Русская сказка» выезжала несколько лет назад в Новосибирск на фестиваль «Живая традиция».
См. также
Но потребность петь русские песни есть не только у студентов филологического факультета. Именно поэтому в 2020 году в городе появился проект «Поём по средам». Это еженедельные полуторачасовые занятия для людей любого возраста.
Кроме пения участники знакомятся с скрытым смыслом традиционных песен, их символикой, погружаются в пространство песни, порой находя в нём ответы на многие вопросы. Жизнь предков иногда отражается в песнях даже лучше и ярче, чем в книгах по истории. Ну и конечно, на занятиях происходит раскрытие естественного голоса, иногда случаются чудеса: человек думал, что не умеет петь, а поёт.
«Я пою, потому что я не умею петь. Здесь нет серьёзных требований, но есть возможность петь, а пение – это йога для тела и души. Здесь и зарядка для дыхания, разработка голоса, постановка звуков и даже изучение собственного тела на предмет скрытых возможностей», — рассказала одна из участниц проекта.
Ещё одна девушка сообщила, что караоке также приносит радость, но, иногда хочется петь русские народные песни, ведь они имеют какой-то особенный шарм.
«Я бы не сказала, что славянские песни петь проще, звуки приходится тянуть дольше, дыхание перестраивать, современные песни в этом плане легче, но здесь можно получить хороший заряд энергии и петь не страшно, я не стесняюсь».
Традиционное пение отличаются тем, что оно естественно для голоса человека, не требует каких-то особых данных. Раньше в деревне пели все, при этом не было музыкальных школ и вокальных занятий. Человек рос в певческой среде, слушал напевы и постепенно вливался в певческую среду. Есть такое понятие как «петь вслед», «петь с голоса»: послушал и тут же подхватил. По этому принципу и построено обучение в проекте «Поём по средам». Мелодии народных песен с одной стороны просты, а с другой подобны джазовой музыке с её переливами и мелизмами. А количество народных песен измеряется сотнями. Они доступны в интернете в этнографических записях и в исполнении разных фольклорных коллективов.
Современные композиторы и авторы мало пишут песен в стилистике традиционного русского фольклора. Виктория Трубицына отметила, что одним из её любимых является Сергей Старостин, этнограф, фольклорист и музыкант, песни которого широко распространены на просторах сети Интернета и в YouTube.
Что станет с фольклором через 10-20 лет неизвестно, возможно он начнёт распространяться среди молодёжи и займёт определённую нишу среди различных музыкальных направлений, таких как попса, реп, рок, а может навсегда исчезнет из жизни любителей музыки. В настоящий момент важно сохранить русский песенный фольклор и популяризовать его, чтобы у современного человека был выбор, что петь.
В настоящий момент фольклорные тексты есть, их много и главная задача коллектива «Русская сказка» сохранить их в таком первозданном виде, в каком они находятся сейчас, чтобы те, кто хочет и любит петь русские народные песни продолжали с жить мелодией славян.