— Сибдепо? Мы не любим работать с Сибдепо, вы ехидные.
Именно этими словами корреспондента поприветствовал экскурсовод. У дверей «Фёдоровки» кроме неё стоял ещё один человек. Рабочий день в библиотеке уже закончился, и ведущая экскурсию женщина то и дело пыталась поймать кого-нибудь из уходящих коллег. Однако большинство коллег не разделило её энтузиазма: пятница есть пятница. Вот и двинулись впятером.
В начале похода за знаниями корреспондента журнала мучили вопросы из разряда «А почему мы не бежим?» и «Где книжная викторина?». Ведь он пришёл присоединиться к акции «Бегущая книга».
См. также
«Эта ежегодная масштабная социокультурная акция объединяет десятки тысяч представителей библиотечного сообщества и любителей чтения во всех уголках страны, популяризируя библиотеки как комфортные места для познавательного досуга детей и взрослых, доступные информационно-культурные центры на картах российских городов. Забег подчеркивает имидж великой России как самой читающей страны и Кузбасс ежегодно участвует в его проведении», — сообщалось в анонсе пресс-службы Минкульта Кузбасса.
НО ЭТО БЫЛО ДРУГОЕ СОБЫТИЕ!
«Возникло недоразумение. По какой-то причине забег начался в 12-00», — сообщили Сибдепо в пресс-службе Минкульта.
В пятницу, 27-го мая же, от библиотеки им. Фёдорова стартовала экскурсия «Занимательные истории на красивой улице». В начале четвёртого часа пополудни под предводительством Инны Ульяновой небольшая группа людей двинулась в большое путешествие по архитектурным эпохам.
Здание библиотеки им. Фёдорова
Построено оно было человеком, чья военная профессия заключалась как раз в обратном — взрывать здания. Вернувшись с фронта, Владимир Суриков отучился на архитектора и к 50-х годам прошлого века уже работал по профессии. Он очень любил архитектуру Венеции и задумал построить в Кемерове «дворец книги». Над проектом Суриков начал работать в 1951 году, однако не обошлось без проблем: только официальных пересмотров плана постройки было два. Полностью готовое здание увидело свет лишь в 1963 году, спустя 12 лет после начала работы. Это самое молодое здание в городе, которое можно отнести к классической сталинской архитектуре. Второе здание было построено гораздо позже, на рубеже 70-х и 80-х годов и выполнено в стиле советского конструктивизма.
Имя Василия Фёдорова библиотека носит с 1987 года. Во время войны предыдущее здание носило имя революционера Якова Свердлова. Также зданию хотели присвоить имя Надежды Крупской, однако связь между женой первого вождя СССР и библиотекой в Кузбассе была очень уж натянутой. Василий Фёдоров же родился в Кемеровской области, да и в самой библиотеке несколько раз выступал.
Площадь Волкова
Её также можно назвать сквером Волкова или бульваром Волкова. Это справедливо, так как место напротив библиотеки — один из самых зелёных уголков Кемерова. Сквер появился примерно в одно время с библиотекой, а знаменитый памятник Михайле Волкову открыли в 1968-м. Сам облик рудознатца не претендует на историческую точность — мы не знаем, как выглядел Волков, — но отражает дух, который скульптор Георгий Баранов хотел вложить в символ Кузбасса. Хотя мужчина на постаменте не выглядит силачом, стоит обратить внимание на его предплечья — они гипертрофированы, вены вздулись — Михайло изо всех сил прижимает к себе уголь.
Здание главного корпуса Политехнического университета было построено раньше библиотеки тем же Суриковым, это произошло в конце пятидесятых. Справа от него жители современного Кемерова узнают бизнес-центр, однако изначально это здание целиком принадлежало НИИ азотной промышленности. В частные руки оно попало уже после развала СССР в ходе акционирования, хотя один этаж всё также принадлежит научно-исследовательскому институту.
Интересна судьба третьего здания, образующего площадь Волкова — дома по Дзержинского, 12. Владимир Суриков хотел, чтобы на этом месте также была архитектурная доминанта, некое общественное здание, похожее по стилю на библиотеку и главный корпус КузГТУ. Баталии длились до конца 60-х, однако в итоге площадь огородили обычной «хрущовкой». Единственное, чего смогли добиться строители, это отвести первый этаж под магазин. Сейчас там находится банк.
Улица Весенняя и то, какой она могла быть
В конце 60-х годов в газете «Комсомолец Кузбасса» вышел фотоочерк «Жуткая авария». Журналист с ужасом рассказывает, как в центре города завязла в грязи лошадь. Чтобы её вытащить, пришлось объединить усилия большого количества людей. Эта грязевая лужа разливалась на пересечении Весенней и Красноармейской улиц. Самое интересное, что она никуда не исчезла: сейчас после обильного дождя в этом месте столько же воды.
Архитектура зданий на площади Волкова и Весенней улице мог быть значительно богаче, если бы не постановление ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года. Именно тогда началась борьба с излишествами в проектировании и строительстве.
«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» — постановление ЦК КПСС № 1871. Оно фактически одномоментно умертвило «сталинский ампир» с его богатыми декоративными элементами и открыло эпоху бетонных коробок, в которой Россия живёт по сей день. С этого момента советская архитектура стремилась к минимализму и простоте, отрицая почти любые украшения. Впрочем, это же решение стало толчком к массовому строительству, благодаря которому советский люд переселился из коммуналок и бараков в отдельное жильё (прим. Сибдепо).
Владимир Суриков полагал, что фишкой Кемерова станут башенки — их должно было быть много по всему городу. Однако после ноября 1955-го этим планам пришёл конец. Башни присутствовали в изначальном проекте главного корпуса КузГТУ, а также двух противостоящих зданий на Весенней: судя по наброску, они должны были находиться где-то перед перекрёстком улицы с Ноградской. Вместо них поставили облицованные плиткой дома, которые, впрочем, всё равно считались по городским меркам хорошими, да и сейчас смотрятся достойно.
Об излишествах в продвижении событий
В тексте не отражена и десятая доля информации, что корреспондент получил за прошедшую лекцию: полный пересказ не дочитал бы даже редактор. Однако в формате наглядной лекции знания о городе впитываются легко и приятно. И во второй половине дня 27 мая они легко и приятно врезались в память четырёх человек. Лишь четырёх.
Конечно, вряд ли на такую экскурсию можно собрать хотя бы сотню человек. Всё-таки центр Кемерова — не Петербург и, к сожалению Владимира Сурикова, не Венеция. Однако потенциально тема интересна, пусть и ограниченному кругу лиц. Около года назад корреспондент «Сибдепо» также ходил на экскурсию, смотреть на сохранившиеся витражи Кемерова. Фото с частью аудитории выглядело так:
Тогда казалось, что людей пришло не очень много, но речь всё-таки шла о десятках человек.
Как и где можно было найти информацию о «Занимательных историях на красивой улице»? В tg-канале «Колонка Фёдоровки» на 160 человек. Здорово, что он существует, однако большинство жителей Кемерова о его существовании и не подозревает. Официальный сайт библиотеки по неизвестным причинам не открывается, какой-либо наружной рекламы события корреспондент тоже не заметил. Есть достаточно активная группа VK, однако никакого отчёта о мероприятии там не было. Вот и получается, что единственный вариант попасть туда, куда нужно — ошибиться временем.