Новокузнецк.ru

«Тонко чувствуют и безгранично любят»: как в Кемерове собаки помогают лечить особых детей

«Тонко чувствуют и безгранично любят»: как в Кемерове собаки помогают лечить особых детей

Ментальные нарушения, аутизм, ДЦП, синдром Дауна, задержка речевого развития. Это далеко не полный перечень диагнозов, с которыми работают волонтёры проекта «Доктор Пёс». Название говорит само за себя: главные лекари здесь – специально обученные и подготовленные собаки.

«Первое слово – «Апорт!»

Кемеровчанка Елена Дронова искала любые возможности, чтобы «разговорить» своего младшего сына Даниила. Проблем со здоровьем у малыша не наблюдалось, парень развивался в соответствии с возрастом, но в 1 год и 2 месяца внезапно перестал произносить слова. Семья перепробовала все доступные способы коррекции, однако ребёнок продолжал молчать. В 2018 году маму с сыном пригласили на занятия по канистерапии.

Канистерапия – это позитивное общение человека с животными, метод реабилитации и социализации со специально обученными собаками. Буквально на третьем занятии, после долгих месяцев тишины, Даниил произнёс первое слово: «Апорт!». А его мама, опытный автор и руководитель социальных проектов, решила сама поддержать инициативу анималотерапевтов.

«После того, как у меня ребёнок заговорил, я могла поблагодарить всех и сказать «до свидания», но меня зацепила эффективность и сама атмосфера занятий. Кроме того, занятия проводились бесплатно. А надо понимать, что родители, воспитывающие особых деток, вкладывают немалые суммы в их реабилитацию. Здесь же всё на безвозмездной основе», — рассказывает собеседница.

Так Елена Дронова стала  сначала координатором проекта «Собака – лучший лекарь и друг». Позже он сменит название на ёмкое «Доктор Пёс» и громко заявит о себе на федеральном уровне. Но перед этим команде предстояло пройти большой путь.

«Некоторые думают, что мы ерундой страдаем»

История проекта началась в 2016 году, в Кемеровской региональной общественной организации «Служа лечебной педагогики». По словам Елены Дроновой, он появился в ответ на социальный запрос, стал результатом совпадения желаний двух разных групп людей. С одной стороны – мамы ребятишек с особенностями здоровья и развития, которые нуждались в канистерапии. С другой – волонтёры-энтузиасты, которые прошли обучение в Сибирской ассоциации поддержки канистерапии (г. Барнаул), подготовили к этой деятельности своих питомцев и горели идеей приносить пользу людям.

На первых порах пришлось непросто. На тот момент ещё не сложилось чёткой методологии, специалистам-канистерапевтам не хватало опыта, и первые занятия вряд ли можно было назвать таковыми в привычном понимании слова. Плюс отсутствие финансовой поддержки – амуницию, лакомства для собак, игровые принадлежности волонтёры покупали на свои деньги. Плюс закрытые двери учреждений – с собаки пускали не везде.

«Это и непонимание принципа канистерапии. Да и сейчас оно есть, некоторые думают, что мы ерундой страдаем», — говорит Елена Дронова.

Между тем канистерапия приобретает всё большую популярность. Применение этого метода помогает решить две главные задачи. Во-первых, —  заинтересовать ребёнка, «выдернуть» его из внутреннего состояния и настроить на контакт с окружающим миром. Во-вторых, — обеспечить положительное эмоциональное состояние. Когда обе проблемы решены, тогда лучше идёт процесс дальнейшей реабилитации ребёнка. При этом надо понимать, что канистерапия не панацея, и лечение маленького пациента должно включать комплекс мер.

«Мы как красная ниточка между специалистом и ребёнком, мы выстраиваем между ними своеобразный мостик. На занятиях мы отрабатываем те вещи, которые дети отрабатывают со специалистами, например, выполнение определённой инструкции, умение слушать, называть цвета, цифры, буквы. В канистерапии самое главное – это стабилизация эмоционального фона, то есть ребёнок должен от нас уйти на позитиве. И, надо сказать, для некоторых детей занятия с собаками – настоящий праздник!, — объясняет руководитель проекта.

Для родителей, которые видят успехи своих особых ребятишек, — тем более. То, что обычным людям кажется незначительным, для них – внушительные достижения. Посмотрел ли ребёнок в глаза, смог ли прикоснуться к собаке, стал доверять или научился называть цвета – уже победа!

«Всё не зря!»

Несмотря на все сложности, направление канистерапии набирало обороты и в Кемерове. Ради успешной реализации проекта Елена Дронова получила образование психолога, скоро станет канистерапевтом-методистом  и теперь поддерживает его не только в качестве менеджера, но и в качестве специалиста. По её признанию, только этому проекту она отдаёт примерно половину своего времени. Взамен получает ни с чем несравнимые эмоции.

«Меня спрашивают часто: «Лен, ну зачем ты туда ходишь?». Знаете, есть эффект бумеранга. К нам на занятия ходит девочка, тоже «не говорушка», и именно у нас она произнесла своё первое «Апорт!». Эта ситуация отзеркалила нашу с сыном. Всё в этой жизни происходит не просто так. Может быть, мой ребёнок и пришёл в мою жизнь для того, чтобы я как раз попала в этот проект, помогала людям, увидела по-другому какие-то вещи. Есть и другие моменты. Когда ты помогаешь детям, когда видишь, как радостно они тебя встречают, когда ребёнок с тяжёлой формой аутизма бежит к тебе обниматься, ты понимаешь: всё не зря! И это очень сильно заряжает», — делится собеседница.

Среди подопечных Елены и её команды дети с разными диагнозами. Это ментальные нарушения, в том числе тяжёлые, ДЦП, расстройства аутистического спектра, аутизм, умственная отсталость, синдром Дауна, задержка речевого развития, задержка психического развития. Здесь работают с ребятишками, «безнадёжными» с точки зрения традиционной медицины. Занимаются специалисты и с нормотипичными детьми, у которых есть проблемы, связанные с коммуникациями, со страхом собак, с депрессивными состояниями. Выезжают к немобильным, лежачим пациентам.

В проекте работают четыре специалиста – психологи и канистерапевты. Процесс реабилитации начинается с общения с психологом. Он проводит первичную диагностику ребёнка, составляет личную карту. И далее собственно занятия по канистерапии. На каждом из них также присутствует психолог. Занятия организуются как в группе, в которой не более четырёх человек, так и по индивидуальным программам.

«Особенность наших занятий в том, что я никогда не формирую группу по диагнозам. Я формирую её по задачам, то есть в одной группе могут быть дети с разными нарушениями, которые учатся друг с другом контактировать. В этих же группах есть и дети нормотипичные. Это бесценный опыт в плане социализации», — отмечает Елена Дронова.

Координатор проекта старается активно привлекать к нему волонтёров. Они сопровождают детей на занятия, играют, занимаются с ними творчеством.

Четвероногие доктора

Радость ребятишкам дарят восемь собак разных пород, их подразделяют на собак-терапевтов и собак-помощников. Например, десятилетняя Ума породы голден больше половины своей жизни отработала терапевтом. Среди её «коллег» шоколадный лабрадор Ника, боксёр Мира, бордер-колли Абель, самоедская лайка Спартак. Готовятся к стажировке голдены, лабрадор. Все они прошли строгий отбор и аттестацию по ГОСТу.

«Собакой-терапевтом может стать не каждая, а только та, которая ориентирована на человека, то есть принимает и безгранично любит его таким, какой он есть по факту. Такие собаки рады работать с каждым, будь то ребёнок или взрослый», — говорит собеседница.  

Животных для проекта приобретают в проверенных питомниках, которые ответственно подходят к разведению. Главный критерий – отличное физическое и психическое здоровье будущего четвероногого доктора.

«Это только начало»

Два года подряд «Доктор Пёс» становился победителем конкурса президентских грантов. По словам Елены Дроновой, это колоссальная поддержка, которая даёт возможность развиваться качественно. Профессиональное оборудование и инвентарь, амуниция, средства профилактики, лакомства для собак обходится в копеечку, поэтому федеральные средства очень кстати.

К слову, это не единственная масштабная победа проекта. Ранее «Доктор Пёс» вошёл в сборник лучших проектов добровольческих практик в России. Также он был признан одним из лучших в рамках программы «Россия – страна возможностей».

«Всё, что у нас сейчас есть, — это наши общие успехи. Большой путь пройден, но это только начало», — уверена Елена Дронова.

Сегодня работа проекта осложняется условиями пандемии. Например, сорвались планы проведения массовых мероприятий, оказались невозможными встречи с единомышленниками из других городов. Ещё одна трудность – дефицит человеческих ресурсов. Присоединиться к проекту может любой желающий. Здесь будут рады фотографам, медиаволонтёрам, владельцам собак, которые хотели бы поучаствовать в проекте вместе с питомцами.

«Я очень рада, что мы не стоим на месте. Каждый год берём новую нишу для себя. Например, в прошлом году стали выезжать к немобильным деткам, в этом – начали помогать не только детям, но и их мамам. Развиваемся, невзирая на внешние трудности. И это главное», — считает Елена Дронова.

Источник: sibdepo.ru
Фото: Елена Дронова.