Новокузнецк.ru

«Мне по жизни «не душно»: кемеровский священник – о работе, о детях и оскорблении чувств верующих  

«Мне по жизни «не душно»: кемеровский священник – о работе, о детях и оскорблении чувств верующих  

Сергей Адодин планировал стать врачом, но после второго курса медакадемии его жизнь кардинально изменилась. Белый халат доктора в обозримом будущем уступил место рясе священника. Протоиерей Казанского храма Кемерова не стесняется называть себя попом, пишет книги, состоит в Союзе писателей России. О себе и своих взглядах на жизнь Сергей Адодин рассказал в интервью Сибдепо. Честно, открыто и без пафоса. 

«Непрозорливый поп»

— Один из ваших сборников называется «Быть попом. Нежалобная книга». Почему именно «поп», а не «протоиерей»? Или хотя бы «священник»?

— Хороший вопрос. Дело в том, что слово «поп» приобрело негативную коннотацию лишь во время революции, когда большевики определили Церковь своим классовым врагом. До этого оно было как в обиходном, так и в официальном употреблении. Лично я не стесняюсь называться попом на вопрос о своей профессии. К тому же, мне просто нравится это слово.

-Название другой книги звучит «Орто.docx. Записки непрозорливого священника». Почему «непрозорливый»?

-«Прозорливость» – это то, чего ищут экзальтированные верующие в своих пастырях, а находят, порой харизму псевдошаманского пошиба, ибо спрос рождает предложение. Кому-то из духовенства и правда начинает казаться, что ему Бог дал пророческий дар прозревать будущее, а кто-то обращает свою славу прозорливца в звонкую монету. Книга называется так, как раз для того, чтобы во мне никто не искал сверхспособностей. К слову сказать, на слове «священник» вместо «поп» настояло издательство из осторожности.

-Вы признавались, что не думали о стезе священника. Как пришли к вере и почему решили связать свою жизнь со служением в Церкви?

-Да, я в детстве хотел стать космонавтом, как и многие советские дети. Потом астрономом, затем дипломатом, переводчиком и, наконец, врачом. Я поступил в Кемеровскую медакадемию и проучился в ней два года, когда Господь вложил мысль в голову архиепископа Софрония, управляющего Кемеровской епархией, что меня нужно посвятить в священный сан. А к вере я пришёл незаметно для себя. В четыре года, будучи уже крещёным, я доказывал бабушке, что космонавты в космосе Бога не видали, а в шесть я уже молился Господу, чтобы Он не дал моей маме умереть от приступа. С тех пор сомнения в Его существовании меня не посещали.

-Не пожалели, что бросили медакадемию? Не было мыслей, что могли бы спасать жизни людей?

-Нет, не жалею. Я получил не менее интересные знания в других вузах. Теология, генетика, зоология, педагогика, например. Что касается спасения жизни… Полученная профессия не гарантирует, что ты никого не убьёшь в результате ошибки. И наоборот — спасти чью-то жизнь можно, порой, и без образования.

-Что для Вас служба в Церкви — работа, призвание, отдушина? Вы чувствуете себя на «своём месте»?

-Это и работа и призвание, которое я выпросил у Бога. Отдушиной моё служение вряд ли можно назвать хотя бы потому, что мне по жизни «не душно». Меня окружают дорогие мне люди. Есть такой «синдром самозванца», когда кажется, что ты плохо отвечаешь ожиданиям окружающих. Да, такое чувство у меня имеется. Но соответствовать требованиям всех прихожан невозможно. Поэтому я продолжаю служить.

-Быть попом сложно?

Не сложнее, чем быть преподавателем или генетиком в клинической лаборатории. Своя специфика, конечно, имеется в любом призвании. Но жаловаться точно не стоит. Всё-таки, не у мартеновских печей стою и не спускаюсь в забой.

«Увидев главврача на «Лексусе», нормальный человек не решит, что остальные врачи гребут деньги лопатой»

-Сегодня у многих резко негативное отношение и к Церкви в целом, и к священникам, в частности. Как думаете, почему?

Сперва стоит определить понятие Церкви. Это ведь далеко не только архиереи, попы и дьяконы. Это все крещёные во имя Святой Троицы, включая святых. Ангелы, к слову, тоже – часть Церкви. Я пока не встречал тех, кто не любит всех, кто относится к Церкви. Вот Суворов был христианин. Кто скажет, что он плохой человек? Или Ньютон с Вивальди. Или, может, Моцарт и Рахманинов? Другое дело – критика. Член Церкви может вести себя неподобающим образом, тем самым дискредитируя её в глазах нехристианского общества. В основном, это и становится причиной негативного отношения. Перенос негатива на всех – это практика несвободного от шаблонов мышления. В конце концов, никто не отрицает медицину из-за того, что врач запрещает пациенту с циррозом печени пить, а сам приходит в отделение с похмелья. Увидев главврача на «Лексусе», нормальный человек не решит, что остальные врачи гребут деньги лопатой. В Госдуме тоже не все считают, что «макарошки всегда стоят одинаково».

-Что можете сказать о спорной статье 148 УК РФ об оскорблении религиозных чувств верующих?

-Статья действительно спорная. На мой взгляд, она нуждается в правках. Я бы не посадил в тюрьму девиц, плясавших на амвоне храма. Думаю, вполне хватило бы волонтёрской работы где-нибудь в детском онкологическом отделении. Но на самом деле проблема в том, что человеческий фактор влияет на судебные решения по любым статьям любых человеческих законов. Мы знаем массу невинно осужденных и преступников, ушедших от наказания вполне законными методами. Как этого избежать, я не знаю.

-Какие курьёзные случаи запомнились во время служб?

-Курьёзов достаточно, конечно. То новорукоположенный дьякон вместо «и от нашествия иноплеменников» скажет об инопланетниках, то пономарь вместо послания «к Коринфянам» скажет: «к корефанам». То бабушкам послышится вместо «осанна в Вышних» – «оса на вышнях» или вместо «отложим попечение» – «отложим по печению». Печенюшки откладывались под подушку или на панихидный столик. Из одних только забавных случаев можно целую книгу написать.

-А трагичные?

-Вы знаете, что ни исповедь – то трагедии. Столько человеческого горя, столько страданий… Поэтому я не люблю смотреть драмы и перестал читать Петрушевскую. Трагичных случаев хватает и в реальной жизни.

«Иногда приходилось прибегать и к ремню»

-У вас много произведений. Когда открыли в себе писательский талант? Откуда берутся сюжеты?

-Свою первую новеллу я написал классе в десятом, если не ошибаюсь. Все дело в том, что, когда не находишь желаемую историю среди уже написанных, придумываешь её сам. А сюжеты повсюду. Нужно лишь оглядеться вокруг.

-Судя по вашим рассказам, в школе вы явно не были тихоней. Ваши дети унаследовали склонность к шалостям? 

-Я не был забиякой в школе и вёл себя достаточно скромно, пока не сталкивался с хамством и жестокостью со стороны учителей. Тут мой созерцательно-флегматичный режим резко переключался на ехидно-холеричный. Другое дело, что баловаться и шалить мне нравилось всегда, если речь не шла о причинении вреда кому-либо. Я не был послушен без мотивации, а у взрослых не всегда хватало времени на объяснения. А на одном авторитете в делах воспитания далеко не уедешь, знаете ли.

Что же касается моих детей, то старший сын как раз отличается примерным поведением всегда и во всём. И это не моя заслуга. Просто он такой, как есть. А средний сын и дочка частенько попадали в разные истории, да. А наказания – они были разными. Иногда приходилось прибегать и к ремню – когда мои воспитательные способности исчерпывались, а терпение иссякало. Но это всегда было мукой для меня самого – причинять детям боль. В жизни и так её достаточно.

-В целом – что, на ваш взгляд, самое главное в воспитании детей? Что родителям категорически нельзя допускать?

-В воспитании главное – любовь. Когда по-настоящему любишь своего ребёнка, желаешь только одного – чтобы он был счастлив. Нельзя наказывать детей за то, что они приносят двойки. Если они что-то недопоняли – объясни сам или найди репетитора. Если дело в конфликте с учителем или другими учениками – найди решение. Совсем другое дело, если ребёнок не уважает права собственности или издевается над кем-то. Если это не остановить – его не будут любить, не правда ли? А жизнь без любви – несчастливая жизнь. Чего категорически нельзя допускать? Нельзя детей унижать, оскорблять и проецировать на них свои проблемы, комплексы и гештальты. Следует помнить, что ребёнок – не твоя собственность и не грамота на стенке, которую показываешь гостям.

-Ещё к вопросу о детях. Многие родители крестят ребёнка ещё в младенчестве. Как вы считаете, это правильно, или у ребёнка должен быть выбор в плане принадлежности к религии?

-Крещение детей с точки зрения церковных канонов имеет смысл лишь в том случае, если их родители практикуют своё христианство, если в своей жизни они руководствуются желанием угодить Христу. В противном случае это Таинство профанируется. Вопрос же о свободе выбора ребёнка мне лично кажется смешным, когда кто-то рассуждает о чужих детях. Каждый прививает своим детям то, что нравится ему самому. А приживется это или нет – покажет время. Предположим, я разуверился в школьном образовании. Значит ли это, что я могу пенять другим родителям, что они отдают детей в школу и заставляют их учить уроки вместо того, чтобы дождаться, когда им исполнится шестнадцать и предоставить выбор им? Могу ли я ворчать на учителей, как на пособников нарушения прав ребёнка? Абсурдная ситуация, как по мне. Конечно, неумелым воспитанием можно добиться того, что подросток взбунтуется и отвергнет всё, чему его когда-то учили. Лицемерие взрослых всегда служит плохую службу в любом воспитании – хоть духовном, хоть светском.

«Вступать в брак нужно только по любви. Нелюбовь ранит»

-Какое самое главное правило семейной жизни? Как нужно строить отношения супругам, чтобы семьи не распадались? Каких ошибок следует избегать?

Главное правило – любовь и взаимоуважение. Без этого брак превращается в пытку. Есть люди, которые заявляют, что не умеют любить кого-либо, кроме себя, и не могут этому научиться. На мой взгляд, им достаточно одного правила – обходиться с другими так, как им хотелось бы, чтобы обходились с ними. Уважение – вещь непростая, ведь трудно отделять людей от их поступков. Лично мне известна только одна мотивация – христианская. Уважай страдания Иисуса Христа на кресте и помни, что за другого Он пролил столько же крови, сколько и за тебя. Хочешь угодить Христу – не забывай о Его любви к тому, кто кажется тебе недостойным твоего уважения. Плохие поступки требуют порицания, но сами люди любимы Богом. И ещё одно. Вступать в брак нужно только по любви. Нелюбовь ранит.

Источник: sibdepo.ru
Фото: Сергей Адодин.