По предварительным данным ЦИК Кузбасса в голосовании по выборам депутатов Государственной думы РФ приняли участие 77,19% избирателей. Лидеры по результатам голосования по партийным спискам: Единая Россия — 70,75%, КПРФ — 9,35%, ЛДПР — 6,24%, Справедливая Россия — за правду! — 5,69%.
Эксперты называют интересными даже не сами цифры, а то, какие процессы за ними стоят. Так, по словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, несмотря на конституционное большинство, «Единая Россия» ухудшила результат 2016 года.
Напомним, для того, чтобы получить свое представительство в федеральном парламенте, политическая партия должна пройти пятипроцентный барьер. Система простая: набираешь больше пяти процентов голосов — получаешь право заседать в Госдуме. Однако последние политические сезоны показали: это не самая простая задача. В результате Госдума РФ несколько созывов оставалась четырехпартийной. На фоне сложившейся системы появление в обновленном парламенте пятой партии (это место заняли «Новые люди») назвали чуть ли не сенсацией. А некоторые эксперты сразу же объявили политическое объединение «спойлером», утверждая, что партия, которой нет и двух лет, не может стать такой популярной у россиян.
Еще одна тенденция, которую подсветили прошедшие выборы: возросший интерес населения к политике. Россияне не просто отдавали голоса за знакомые лица и названия партий, но готовы были пристально наблюдать за кандидатами и до голосования. Более осознанное отношение к выборам отразилось и на результатах местных кампаний. С 17 по 19 сентября жители девяти регионов могли проголосовать за кандидатов в губернаторы. Подсчет показал: однозначный выбор граждане сделали уже в первом туре.
Изменился процесс наблюдения за голосованием. В каждом регионе открылись специальные общественные штабы. Картинку в высоком разрешении сюда передавали больше 100 тысяч камер видеонаблюдения. Попасть в штабы мог любой желающий. Свою роль сыграли социальные сети. Пользователи активно размещали сообщения на своих страницах и в тематических аккаунтах, вели трансляции с участков, выкладывали фотографии и видео. Все это сделало наблюдение за процессом голосования по-настоящему массовым.