Хрупкое вечное
В июне 2020 года кемеровский Дом актёра лишился витража. Произошло это во время ремонта здания – его готовили под новое госучреждение «Дирекция инновационных творческих проектов Кузбасса». Часть произведения отправилась в подсобку, часть – в кемеровский художественный колледж. А на месте сложносочинённого витража на театральную тему появилось безликое пластиковое окно.
Демонтаж объекта вызвал резонанс в городе и стал «отправной точкой» для проекта «Хрупкое вечное».
«Мы хотим обратить внимание горожан на советские витражи, рассказать об их уникальности и в чём их ценность», — говорит автор проекта, президент фонда культурных инициатив «Рыба шагала» Ольга Васильева.
Она уверена: оставшиеся в городе объекты советского монументального искусства нужно непременно сохранить. Во-первых, потому, что они представляют собой историко-культурное наследие. Во-вторых, в перспективе можно было бы создать новый туристический маршрут, посвящённый истории кемеровских витражей. Таким образом, надеются организаторы, Кемерово будет ассоциироваться не только с углём и разрезами, но и с уникальными витражами.
По словам одной из участниц «Хрупкого вечного», искусствоведа Натальи Поповой, уникальность советских витражей заложена в неповторимости самого советского периода, особенностей мировоззрения, идеалов. Витражи этого времени мастерски сделаны, отражают ценности эпохи, отвечают на вопрос о смысле жизни, о том, к какому будущему стремится советский человек с позиции официальной идеологии.
Взять, к примеру, витраж «Древо познания» на фасаде главного корпуса КемГУ со стороны улицы Красной. В основе произведения – идея дерева. Центрально-симметричная композиция разделена по вертикали на пять сегментов. Каждый из них имеет самостоятельное композиционное решение, а в совокупности они воплощают концепцию науки в регионе.
Тему символической интерпретации образования и науки, начатую в витраже «Древо познания», продолжает витраж в Кузбасском региональном центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности». В 1980–первой половине 1990-х годов в этом здании располагалось педагогическое училище. Центральной фигурой витража стал аллегорический образ педагогики: она воплощена в монументально трактованной женщине с развивающимися волосами.
Место жительства – свалка
Объекты монументального искусства стали появляться в Кузбассе в начале 80-х годов прошлого века. Ими украшали учреждения культуры, образования, здравоохранения. Автор большинства витражей – кемеровский художник-монументалист Сергей Одинцов. В списке его работа более 30 произведений. Кроме КемГУ, витражи сохранились в Музее изобразительного искусства на Советском проспекте, в зданиях городской администрации, Главпочтамта, в кафе «Теремок» в Парке чудес.
См. также
Однако большая часть уничтожена.
«Самая драматичная история произошла с витражом в Драмтеатре в 2005 году. Два этажа витража во время ремонта были демонтированы. Прежний начальник департамента культуры Лариса Теодоровна Зауэрвайн в официальном письме Сергею Одинцову, автору витража, ответила, что часть будет передана в юргинский ДК «Победа», часть – в ленинск-кузнецкий ДК имени Ярославского. Мы съездили в Юргу – никакого витража там нет, никто ничего не знает», — рассказывает Ольга Васильева.
По её предположению, многие работы попросту увозились на свалку как ненужный хлам. Не исключено, что какие-то фрагменты «получили прописку» на дачах кузбассовцев. Как, например, витраж, послуживший забором для курятника в Елыкаеве. Когда-то это произведение искусства украшало бассейн санатория-профилактория «Сосновый Бор».
См. также
Судьбу витражей из Драмтеатра, «Соснового бора», Дома актёра разделили объекты, располагавшиеся в Доме художника, в филармонии Кузбасса, в доме кино «Москва», в зданиях других учреждений.
«Допустим, детская поликлиника на улице 40 лет Октября – никто и не думал, что там мог быть витраж. Оказывается, был, но куда-то исчез», — рассказывает президент фонда «Рыба шагала».
«Искусство не виновато»
Проблема сохранения витражей советского периода актуальна не только для нашего региона, но и для России в целом. Почему власти так спокойно относятся к исчезновению культурного наследия того времени? Участники проекта «Хрупкое вечное» связывают это со сменой политики государства и мировоззрения людей.
«Сейчас период отрицания значения официальной идеологии на судьбу человека. Но ведь через 10 лет наше желание дистанцироваться от советского периода пройдёт окончательно, будут только исторические факты, а вот хрупкие витражи вернуть уже нельзя будет. Я в проекте «Хрупкое вечное» стремлюсь разделить негативные эмоции, вызванные советской идеологией от эстетики витражей. Искусство не виновато в том, что идеологические устои государства изменились», — объясняет Наталья Попова.
Кроме того, отмечает Ольга Васильева, гораздо проще снести, избавиться и поставить пластиковые окна или двери, чем восстанавливать. Ещё одна возможная причина, по мнению собеседницы, отсутствие статьи расходов на реставрацию витражей в смете ремонтов зданий.
«Необходимо донести, правда, не знаю до кого, что при ремонте зданий, в которых находятся произведения монументального искусства, необходимо закладывать эти расходы», — считает автор «Хрупкого вечного».
Несколько месяцев Ольга Васильева и её единомышленники боролись за возвращение витража в Дом актёра. В январе, казалось, победа одержана. На первом заседании художественного совета эксперты пришли к единому мнению: витраж нужно восстановить. Потом состоялась ещё одна встреча. И ещё. На последнем, четвёртом совете в апреле, специалисты заявили, что возвращать объект на место нецелесообразно. Причин тому назвали две: во-первых, витраж уже не впишется в интерьер отремонтированного здания, во-вторых, его якобы нельзя было вынимать из оконного проёма, реставрировать – только на месте. В противном случае он рассыплется.
«Наша задача эту тему не бросать и довести её до конца, чтобы витраж был восстановлен. Пусть, не на этом месте, а на другом. Два фрагмента витража отвезены в художественный колледж, причём без документов и экспертиз. То есть просто взяли и отвезли по указанию чиновников. Забрать мы их не можем, потому как не понимаем, кому принадлежит этот объект», — озвучивает проблему руководитель проекта.
См. также
История с Домом актёра заставила взглянуть на проблему шире – так родилась идея запустить проект по сохранению витражей. Инициативу кемеровчан поддержали в Фонде президентских грантов и выделили на её реализацию 580 тысяч рублей.
Сейчас организаторы проекта собирают информацию о сохранившихся и утерянных произведениях в Кемерове. Это нужно, чтобы создать базу данных. Помогают неравнодушные горожане: кто-то присылает фото, кто-то просто сообщает, где видел фрагменты витражей.
«Было бы здорово, если бы откликнулось как можно больше жителей», — делится Ольга Васильева.
Параллельно участники проекта организовывают экскурсии, арт-мероприятия. Так, в конце августа все желающие смогли присоединиться к росписи стены в витражной технике – и на ул. Островского, 10 А появился новый арт-объект.
В начале октября организаторы планируют провести Круглый стол, на который пригласят чиновников, журналистов, активистов. Темой станет проблема сохранения историко-культурного наследия, в частности, монументального искусства Кузбасса советского периода.
«Во время Круглого стола должна быть принята резолюция, в которой должны быть прописаны основные задачи на будущее. Первое — создание информационной базы монументального искусства Кузбасса, того, что на сегодняшний день ещё осталось — мозаики, росписи, барельефы, витражи, скульптуры. Второе – внести на рассмотрение минкульта Кузбасса вопрос о сохранении объектов культуры советской эпохи, выделении отдельной статьи на их реставрацию во время реконструкций зданий учреждений культуры», — говорит Ольга Васильева.
Официально проект «Хрупкое вечное» рассчитан на четыре месяца. Но организаторы намерены продолжать его и дальше.