Новокузнецк.ru

«У нас нет другой истории»: зачем и для кого спасать витражи в Кемерове

«У нас нет другой истории»: зачем и для кого спасать витражи в Кемерове

Рассказ о том, откуда в городах берутся достопримечательности.

Кемерово — молодой город. Из-за того, что ему чуть больше ста лет, в городе сложно с исторической архитектурой: центр застроен либо зданиями в стиле советского брутализма, либо копиями зданий Москвы и Петербурга из шестидесятых. Однако по прошествии ста или даже пятидесяти лет они станут новой классикой. Если сохранятся, конечно.

Но есть в Кемерове куда более хрупкие свидетели советской эпохи. Это витражи. Витражи появились в столице Кузбасса в основном в 70-80 годах и почти всегда являли собой законченные композиции с отсылками к другим направлениям в искусстве. К 2021 году в городе их почти не осталось. Проект «Хрупкое и вечное», основанный Ольгой Васильевой, создан для того, чтобы сохранить максимально возможное количество витражей. В рамках проекта 14 августа Ольга совместно с искусствоведом Натальей Поповой провели экскурсию по оставшимся в центре города объектам.

Пожалуй, единственный витраж, который находится в относительной безопасности — это витраж в главном корпусе КемГУ. Университет не только бережёт сложную работу Василия Одинцова, но и создал дополнительную функцию для него.

«В тёмное время суток витраж подсвечивается, и теперь работает не только на интерьер университета, но и на городскую среду. Рисунок витража формирует абсолютно романтический образ науки будущего: на плечах хрупких девушек стоит крупная, могучая женщина — Наука. Одинцов вообще верил в женщину как  символ прогресса», — рассказала Наталья Попова в начальной точке экскурсии.

См. также

Василий Одинцов — единственный кемеровский мастер, создающий витражи. В Кузбасс он приехал по распределению после училища, большинство монументальных мозаичных стёкол оформил именно он. В прошлом году уже пожилой художник тщетно пытался отстоять свою работу в кемеровском Доме актёра. Не помогло — витраж заменили на пластиковый стеклопакет, мотивируя температурным режимом. Частично эта история была отражена в небольшом видео «Страсти по витражу», которое сняли участники другого проекта Ольги Васильевой — «Внутри и снаружи».

«Его место здесь! Если б его хотя бы хорошо помыть — он засияет!», — доказывал Одинцов одному из руководителей Дома актёра.

Кроме КемГУ витражи сохранились ещё в нескольких местах центра Кемерова. Это, например, Музей изобразительного искусства на Советском проспекте, администрация города на площади Советов и здание Главпочтамта. Отдельно Ольга и Наталья выделяют здание ресторана «Русская изба» в Парке Чудес, где витраж вмонтирован в деревянную стену.

«На самом деле, именно здесь витраж сохранять тяжелее всего. Изнутри мы его не увидим: там он обклеен фольгой, потому что в щели сильно дует. Однако хозяева ресторана не планируют отказываться от своей особенности, и, так же как и КемГУ, хотят начать его подсвечивать по вечерам», — рассказала Ольга.

Сами организаторы проекта «Хрупкое и вечное» признают, что часто сохранять витражи в  зданиях является слишком большой роскошью для их владельцев. Они выпускают тепло, тяжёлые и довольно сложны в уходе и ремонте. Однако сохранять их нужно, так как в будущем они станут теми самыми достопримечательностями Кемерова, его лицом. Ольга уверена: советская архитектура с течением времени перестанет восприниматься как нечто уродливое и превратится в просто ещё один период застройки русских городов, обретя своих почитателей.

См. также

» В начале октября у нас состоится круглый стол, на который мы пригласим кузбасских витражистов, чиновников и журналистов. Там мы поднимем проблему сохранения городской среды Кемерова. А вообще было бы здорово поговорить с кем-то до этого: может, кто-то чего-то искренне не понимает. А сейчас есть стойкое ощущение, что наш проект специально не хотят замечать, и витражи не особо в администрации кого-то интересуют», — рассказала Ольга корреспонденту Сибдепо.

Источник: sibdepo.ru
Фото: Сибдепо.