Новокузнецк.ru

«В доме нет водопровода и канализации, нас таких трое»: инвалид-колясочник из Кемерова рассказал об условиях жизни в аварийном жилье

В таких условиях трое пожилых инвалидов живут уже много лет. Жилье было признано аварийным в 2019 году. Многоквартирный дом абсолютно не приспособлен для проживания людей с ограниченными возможностями. Однако расселять граждан в ближайшее время никто не планирует.

«Я бы еще и сплясал, но никак!»

Бодулину Александру 69 лет. В инвалидную коляску он пересел в сентябре 2016 года, когда серьезно заболел и попал в больницу. Тромбоз. Правую ногу отняли. До этого времени жить в многоквартирном доме, расположенном в Кировском районе на улице Каркасная, 12, было и так проблемно. А после получения инвалидности стало невозможно.

 

Трудности начинаются еще со входа в здание. Для того, чтобы преодолеть крутое «крыльцо», уходящее на 40 сантиметров в землю, человеку с функционирующими ногами приходится приложить усилия, что уж говорить о пенсионере на коляске.

 

«Я в интернете писал, просил помощи – «люди добрые, помогите дедушке сделать пандус! Уже год не выезжал на улицу». Это был 2017 год. Просил две досточки привезти, привезли восемь. Молодого человека попросил затащить это все, он хотел помочь сделать пандус, но я говорю – не надо! Я сам сделаю! И сделал. Сам мешал в тазике и заливал», — рассказывает Александр.

69-летний мужчина большую часть жизни проработал в ДЭК, был бригадиром и оставил свой след на многих строениях в Кировском районе.

«Я сам на коляске белю, мажу, штукатурю. Я бы еще и сплясал, но никак! Я 15 лет работал от администрации в ДЭК, был бригадиром. Здесь много поделок по Кировскому, которые можно внукам-правнукам показать и сказать – вот дед делал!».

Лестницу под себя никак не приспособить – остается только ползти

В подъезде аварийного дома наступать на скрипучие и проваливающиеся под небольшим весом деревянные ступеньки страшно. Хлипкий навес из древесины под лестницей, ведущей на второй этаж, тоже не внушает никакого доверия. Лампочка в подъезде горит тускло. В здании пахнет сыростью. Стены с отвалившейся штукатуркой местами подтекают и покрыты плесенью.

И если приспособить под себя самодельный пандус Александру Михайловичу с супругой еще удается, то справиться с лестницей уже никак. Остается только ползти — на руках.

8 августа в Сеть попал вызвавший бурный общественный резонанс видеоролик, на котором запечатлен Александр Михайлович, ползущий на руках до своей квартиры на втором этаже. Видео снял кемеровский юрист Алексей Мухин, который, услышав историю пенсионера, был, мягко говоря, шокирован.

С инвалидом-колясочником правозащитник познакомился случайно, когда приехал провести массовую юридическую консультацию по вопросам аварийного жилья в Кировском районе.

Непонятное для пенсионера собрание проходило 7 августа во дворе дома на Каркасной улице. Заинтересованный Александр Михайлович увидел из своего окна какое-то столпотворение и выехал посмотреть, почему собрались люди.

«Смотрю из окна – там сборище какое-то, мне интересно стало. Оказалось, приехал юрист консультировать по вопросам аварийного жилья. Я с помощью супруги спустился, подъехал и попросил о помощи», — рассказал пенсионер на коляске.

Услышав его рассказ о жилищных условиях, Алексей был ошарашен. Он решил на безвозмездной основе помочь инвалиду решить проблему.

Без воды, канализации и надежды на нормальное будущее

«Люди здесь будут довольны не тогда, когда будут новые объекты строиться, а когда их переселят. Здесь нет воды и канализации в доме. Водозаборная колонка одна на все девять многоквартирных домов. Туда люди ходят воду набирать. И вот скажите, как инвалид-колясочник должен спуститься по крутой лестнице, выехать на улицу без пандуса, добираться до колонки и тащить воду обратно?», — задает риторический вопрос Алексей Мухин.

Туалет, к слову, единственный на девять домов, находится возле гаражей.

«Вот в таких условиях мы с супругой и живем. Вот у меня две полуторалитровые бутылочки. Я в них хожу, а потом сливаю в пятилитровую бутылку. Ее супруга выносит туда, где туалет. Представьте, как я тут выкручиваюсь, чтобы просто в туалет сходить. А помыться – в ванночке. Ванны в квартире нет», — рассказывает об устройстве быта Александр.

Однако расселять пожилую семью никто не спешит. Дом был признан аварийным три года назад. О сроках переселения из аварийного строения ничего неизвестно.

«Дом был признан аварийным в 2019 году. Ходили просматривали тогда. У нас ведь даже с улицы трещины видны – вон там, между квартирой нашей. Нам ничего не говорили о сроках переселения. Сказали, что, может быть, в 2022 году, может быть, в 2025. Они сами еще не знают», — поделилась 71-летняя супруга пенсионера.

Впрочем, не знают сроки расселения и в администрации города.

«Жилой дом по адресу ул. Каркасная, 12 признан аварийным и подлежащим сносу 20.11.2019 на основании заключения межведомственной комиссии. Расселение таких домов осуществляется по федеральному законодательству и на федеральные средства.

В настоящее время расселяются дома, которые признаны аварийными до 01.01.2017. Вопрос о сроках расселения и сноса домов, признанных аварийными после 01.01.2017, в том числе и жилого дома по ул. Каркасной, 12, будет решаться по мере принятия на федеральном уровне соответствующих нормативных актов, а также поступления средств на данные цели», — объяснили корреспонденту «Сибдепо» в мэрии Кемерова, заявив, что ранее от Александра Бодулина никаких заявлений не поступало.

Нонсенс ситуации заключается в том, что в аварийном доме без воды и канализации проживает сразу трое инвалидов. Двое из них – колясочники.

«На первом этаже тоже живет инвалид-колясочник. Его зовут Михаил. Ему 75 лет, живет в квартире №2. Только он сказал, что общаться ни с кем не будет. Он очень закрытый, говорит, что все это очень тяжело. И в соседнем подъезде живет инвалид, Олег, он ходячий. У нас дом инвалидов, забором обнести только», — поделился Александр Михайлович не без доли иронии.

«Не ждать, пока к нему обратится избитый»

Юрист, занимающийся делом об «инвалидно-аварийном доме», утверждает, что в мэрии города о ситуации знают. Однако для решения жилищного вопроса ничего не предпринимается.

«Дом находится на обслуживании соцзащиты по Кировскому району, управление соцзащиты знает, что здесь живет инвалид-колясочник. Управление соцзащиты – это отдел администрации города Кемерово, который курирует таких людей, проверяет соответствие условий проживания. На каждого инвалида, который находится на обеспечении соцзащиты, заводится анкета, в которой указываются его заболевания, что с ним, где и в каких условиях он живет.

Если человек инвалид-колясочник, должны обследоваться жилищные условия. Должен быть поставлен вопрос о переселении, если эти условия не соблюдены. А дальше уже этим должен заниматься комитет по жилищным вопросам, который уже непосредственно распределяет жилье.

По законодательству, есть специальные параметры, в которых указано, какая должна быть ванна в квартире инвалида, какой должен быть проем и многие другие параметры. А здесь ничего не соблюдено. Дом аварийный. Нет водоснабжения и канализации.

Квартира инвалида-колясочника должна быть на первом этаже, к ней должен вести пандус. Он же живет на втором. Есть конкретный приказ Министерства здравоохранения, в котором указано, что инвалиды-колясочники входят в приоритет. Но у нас все это не работает. О каких федеральных закон идет речь, если все решается на региональном уровне?», — возмущается Алексей Мухин.

Как рассказал пенсионер, к самой соцзащите у него никаких претензий нет.

«К нам приезжает соцзащита – обеспечивает продуктами питания. Картошкой, морковкой по осени. Оказывают гуманитарную помощь. Приходят пол мыть. У меня к ним никаких претензий нет. Там все женщины хорошие, всегда всем, чем могут, помогут, спросят, как я себя чувствую. Еще мне привозили ходули, костыли, трость», — поделился бывший бригадир.

В кемеровской мэрии объяснили, что для улучшения жилищных условий по социальным программам необходимо обратиться с соответствующим заявлением и документами в комитет по жилищным вопросам администрации города. Только добраться до здания самостоятельно и принести документы мужчина не может. А помочь с этим некому.

«А как человек, который не может ходить, может прийти в комитет по жилищному вопросу? Адрес администрации – проспект Советский, 54. Как ему туда добраться из Кировского, как собрать все документы, если он из дома не может нормально выйти? Они могут составить заявление здесь, у него – это не проблема. Но к нему никто это заявление брать не приходит.

Этого не делают. Если полицейский видит, что совершается преступление, он же должен пресечь преступление, а не ждать, пока ему избитый человек позвонит и скажет, что его избили», — объясняет юрист.

«Полиция, возможно, усматривает здесь преступление халатности»

Толчок почти двухлетнему застою дал тот самый ролик, снятый правозащитником. После того, как видео попало в Сеть, Алексею позвонили из полиции.

«Ролик выложен в воскресенье вечером, а 9 августа мне звонит полиция Кировского района. Вообще, этим может и прокуратура заняться, но полиция, возможно, усматривает здесь преступление халатности администрации города – что инвалид поднимается на второй этаж аварийного дома самостоятельно на руках», — рассказал он.

У самого Михаила Александровича в понедельник телефон разрывался – звонили из администрации, следователь, из соцзащиты.

«Из-за этого видео вся канитель началась. Та женщина, которая меня обслуживает, сейчас будет начальнице звонить, чтобы мне дали человека, который будет собирать все бумаги. Я ведь не могу сам поехать. А жена уже никакая. Мы одни с ней. Нам помочь некому», — поделился инвалид.

Во время беседы он также вспомнил, что в 2018 году ему звонили из районной соцзащиты, сказали, что проблему осветят по телевидению. Однако с камерами в аварийный дом так никто и не приехал.

«Мне как-то звонили из соцзащиты, сказали, готовьтесь, к вам через час приедет телевидение по вашему случаю. Я кинулся бриться, мыться, галстук гладить. А потом через полчаса позвонили и сказали – Александр Михайлович, отставить, по вашему случаю шибко много вопросов будет. Это было года три назад. Еще до этого к нам приезжали из администрации – ходили, по дворам смотрели, но в квартиры не заходили», — рассказал 69-летний мужчина.

Мастер на все руки: заболел и начал делать цветы из бисера

Удивляет то, что престарелый инвалид, живущий в полуразвалившемся доме, сохраняет оптимизм и искренний интерес к жизни. Когда в 2015 году он уже тяжело болел и все реже выходил из дома, начал заниматься творчеством – стал мастерить цветы из бисера, вышивать иконы. Многочисленные поделки украшают рабочий стол и полки его комнаты.

«Я уже пять лет этим занимаюсь. Когда начал, на ногах еще был. Эти ромашки, например, сделаны из пустых бутылок молочных. А желтые ромашки – это пробка из под пива. Я сам все придумываю. Потом стал вышивать иконы из бисера. Вот эту я когда вышивал, жена мне говорила – вот туда тыкай, вот туда тыкай!

Раньше у меня был ноутбук, а тут телевизор. Я проснулся – включил все, слушаю, брык – сел цветочки делать, брык – уже три ночи, как засиделся-то, лег спать!», — смеется Александр Михайлович, показывая свои творения.

После того, как пенсионер стал заложником собственной квартиры, то организовал на своем окне целый наблюдательный пункт, чтобы быть в курсе событий. Энергичному кемеровчанину не хотелось выпадать из жизни.

 

«Вот весь мой обзор! Вот я сделал тут зеркала. Я все вижу, кто идет, куда идет! Ко мне все обращаются – Александр Михайлович, наблюдательный пункт тут у тебя! С 6 часов я уже «на смене»», — рассказал 69-летний мужчина.

О мечтах, рыбалке и электронной инвалидной коляске

На вопрос о том, чего он больше всего хочет, кроме решения жилищной проблемы, конечно же, Александр Михайлович ответил, что мечтает приобрести аккумуляторы для электронной инвалидной коляски, чтобы можно было ездить на рыбалку. Только на пенсию купить их невозможно. А у кого помощи попросить, он не знает.

«Мне электронную коляску пацаны подогнали. Но в ней нет аккумуляторов. Один аккумулятор стоит 10 тысяч рублей, а их нужно два. Но откуда у меня такие деньги? У меня пенсия без четырех рублей 14 тысяч. И это с учетом инвалидности. Коляска у меня стоит накрытая желтой тканью без дела. А так хотелось бы на рыбалку поехать…», — поделился мечтами пенсионер.

 

Мы надеемся, что жилищная проблема кемеровчан на Каркасной, 12 скоро решится. Александр, как и другие инвалиды, живущие в доме, сможет спокойно выезжать на своей электронной инвалидной коляске на улицу, мыться в ванне, находящейся прямо в квартире, и забыть как страшный сон единственный на девять домов туалет за гаражами, и крутую лестницу, ведущую к желанному окружающему миру. А его 71-летняя супруга с больными, и уже почти не поднимающимися от болезни руками, оставит самодельный пандус в стареньком здании с трещинами между квартирами.

Ведь инвалиды не должны быть заложниками своих жилищ и тем более доживать свой век в доме без воды и канализации.

Текст: Арина Степанова.
Видео: Алексей Мухин,Новокузнец.ру
Фото: Новокузнецк.ru.