На прошлой неделе в Кемеровской области произошла трагедия. Годовалую девочку с синдромом Денди-Уокера (порок развития мозга) изъяли из семьи. Ребёнка поместили в Дом малютки. А через некоторое время мама малышки узнала, что её ребёнка больше нет – девочка задохнулась во время кормления. В подробностях этой шокирующей истории корреспондент Сибдепо разбирался ранее.
Сколько детей в Кузбассе прочувствовали на себе, что значит остаться без родителей и жить в детском доме? Как часто дети-сироты обретают новую семью, а после этого возвращаются вновь в детский дом? О чувствах и трудностях приёмных родителей рассказала кемеровчанка Татьяна (здесь и далее целях сохранения тайны усыновления имена членов семьи изменены – прим.ред.). Вместе с супругом они забрали из детского дома и приняли в свою семью девочку, которой едва исполнилось два года.
В Кузбассе 14 тысяч детей – сирот
Маленькая Варя из прокопьевского дома ребёнка обрела новую семью почти четыре года назад. Этим летом девочке исполнится шесть лет. Сейчас казённое бельё и общая комната для детей вряд ли остались в её воспоминаниях. У девочки есть своя настоящая семья.
«Это желание возникло у нас после того, как мы прожили с мужем в браке девять лет, а родить своих детей у нас не получалось. Врачи поставили диагноз «иммунологическое бесплодие». Нам предложили сделать ЭКО, но по состоянию здоровья я не прошла на эту процедуру. Поэтому мы решили взять ребёнка из детского дома и воспитывать его, как своего. Мы прошли комиссию, обучались в школе приёмных родителей. Очень ответственно подошли к этому этапу в нашей жизни.
Правда, долго искали ребёнка. На это у нас ушло два года. Но будущую дочку мы нашли сами. Опека нам, к сожалению, никак не помогла. Позднее выяснилось, что нас даже не поставили на очередь. По чистой случайности найти ребёнка нам помогла сотрудница администрации. Она нам предложила девочку, которая находилась в Прокопьевске в детском доме ребёнка. Мы стали ездить к ней в гости и в итоге забрали именно её», — вспоминает Татьяна.
Тем временем в России на начало 2021 года было зарегистрировано 406 128 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 14 077, по данным Министерства образования и науки Кузбасса, проживает в нашем регионе. В РФ почти 365 000 ребятишек находятся на воспитании в замещающих семьях. Такие данные озвучила вице-премьер РФ Татьяна Голикова 25 февраля текущего года на совете по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ.
Как сообщили в областном Минобрнауки, 12 216 кузбасских детей-сирот воспитываются в замещающих семьях. Это опекунские и приёмные семьи. Ещё 1 668 детей находятся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В отношении 193 человек обязанности опекуна или попечителя обеспечивают органы опеки и попечительства. Эти дети находятся в приютах или в профессиональных образовательных организациях.
В последние годы в Кузбассе наблюдается положительная тенденция. Количество детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, не увеличивается. Согласно информации, предоставленной региональным Министерством науки и образования, по данным на 1 января 2019 года в Кузбассе числилось 15 248 детей. На 1 января 2020 года — 14 732 ребёнка. И, как уже говорилось выше, на 1 января 2021 года — 14 077.
«Это очень тяжело»: что значит взять чужого ребёнка в семью
Жители Кузбасса активно берут детей на воспитание. В 2020 году под опеку (попечительство) в приёмную семью передали 1 129 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако год назад, в 2019-ом, число кузбасских ребятишек, которые обрели семью, было гораздо больше — 1 419 человек. Выше этот показатель был и в 2018 году – 1 392 ребёнка. Вероятно, этот факт можно связать с ограничениями, действовавшими в прошлом году из-за распространения коронавирусной инфекции.
Какими качествами обладают приёмные родители, чтобы взять на себя такую ответственность?
«Должно быть понимание того, что это чужой ребёнок, но родители должны его полюбить, как своего. И потом в дальнейшем не думать о том, что это чужой, а думать о том, что это всё-таки твой. Ну и, конечно, нужны выносливость, терпение, потому что это тяжело. И это, действительно очень тяжело. Нам, например, непросто в том плане, что у дочери было много болезней. Но мы справляемся.
Была мысль, что можем взять ещё второго ребёнка. Нам предлагали. Мы ходили в детский дом по направлениям от администрации, но не легла душа к другим детям. Мы увидели дочку первой, и она нам сразу стала как родная. Многие сейчас говорят, что она очень похожа на нас. А когда мы ходили повторно, то не прочувствовали того, что кто-то из детей может стать нашим вторым ребёнком. Отказавшись три раза, остановились. Пока у нас есть наша доченька и всё-таки надеемся, что у нас родится ещё и свой малыш», — говорит мама удочерённой девочки.
Но не все жители Кузбасса справляются с взятой на себя ответственностью. В прошлом году в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из приёмных и опекунских семей вернули 139 детей. В предыдущие годы эти цифры также были выше: в 2019-ом — 166 детей, в 2018 году – 253 ребёнка.
«Мыслей о том, чтобы вернуть ребёнка обратно в детдом у нас не возникало. Мы осознанно на это шли. И как бы тяжело не было, потому, что наша девочка особенная, проблемная, но мы были готовы. Ребёнок — не вещь, это не игрушка, чтобы побаловаться и отдать. Веских причин, чтобы взять и отдать малыша… Я считаю, что таких причин быть не может. К решению принять другого ребёнка в семью нужно подходить ответственно. Есть такие истории. Я знаю, что семьи берут детей. Не справляются. Тяжело. И возвращают. Но для ребёнка это большая психологическая травма», — уверена Татьяна.
В Минобрануки Кузбасса назвали основные причины возвратов детей и прекращения опеки и попечительства. В их числе:
отсутствие взаимопонимания между опекуном и опекаемым ребёнком в подростковом возрасте;
состояние здоровья ребёнка или здоровья опекуна;
смерть опекуна;
ненадлежащее исполнение опекуном возложенных на него обязанностей;
истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя.
Детские дома постепенно пустеют
В последние три года в регионе усыновили 454 ребёнка. В Министерстве образования и науки Кузбасса сообщили, что в 2020 году граждане РФ усыновили 122 ребёнка, в 2019 году — 190 детей и в 2018 – 142 ребёнка. И случаев отмены усыновления в 2020, 2019, 2018 годах специалисты не зарегистрировали.
«Усыновление чаще всего происходит в крупных городах Кузбасса. Это Кемерово и Новокузнецк», — пояснили специалисты регионального ведомства.
Постепенно в Кузбассе сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
«У нас есть знакомая семья, которая тоже взяла ребёнка из детского дома. Правда, они оформили опеку. Мы общаемся, обмениваемся новостями, опытом, делимся проблемами. Познакомились мы в школе приёмных родителей. В отличие от нашей семьи у них уже был родной сын, но взрослый. Я знаю, что им тоже тяжело. Много всего пережили, но не жалеют о сделанном шаге. Многие берут детей именно под опеку, по разным причинам не хотят в семью. Мы девочку именно удочерили, потому что хотели, чтобы была именно нашей дочкой с нашей фамилией, нашим отчеством», — говорит Татьяна.
С уменьшением количества детей-сирот, находящихся в детских домах, сокращается количество учреждений, в которых они воспитываются. По данным областного Минобрнауки на 1 января 2021 года в регионе функционируют 42 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это 8 медицинских организаций (дома ребёнка). Кроме того, организации социальной защиты населения (дома-интернаты для умственно отсталых детей) и 31 образовательная организация (детские дома и школы-интернаты).
«Последовательная реализация в Кузбассе мероприятий по профилактике социального сиротства и развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к сокращению количества детей, помещаемых в организации для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. За три последних года их численность снизилась на 550 человек (20%). Кроме того, в 2020 году в Кемеровской области закрылись три организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», — пояснили в Министерстве образования и науки Кузбасса.
Выжил только ребёнок: как в Кемерове статусный BMW влетел в машину молодой семьи