В ходе онлайн-эфира на вопросы автомобилистов отвечали российские и европейские эксперты по топливу и технологиям сохранности нефтепродуктов, учёные и общественные деятели. Это заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Кулешов, руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив «Газпромнефти» Виктор Чуяков, координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов, глава направления моторного тестирования топлив и масел испытательного центра APL Торстен Каберник (Германия).
Предварительно в течение нескольких дней автомобилисты направляли вопросы экспертам через различные медиа-платформы, а также в социальных сетях. Сотни обращений были обработаны редакцией проекта и сгруппированы по нескольким тематическим блокам: топливо и экономичность, долговечность двигателя и топливной системы, права водителей на дороге и АЗС, автомобильные путешествия по России. Ответы экспертов на вопросы транслировались в прямом эфире на интернет-площадках информационных партнёров, официальном YouTube-канале Росстандарта и в популярных автомобильных сообществах в социальных сетях.
Значительная доля вопросов, поступивших на «Прямую линию», касалась недолива топлива на автозаправочных станциях. По словам замглавы Росстандарта, в последние годы потребители замечают, что риски заправить автомобиль некондиционным продуктом, особенно в крупных городах и региональных центрах страны, заметно снизились.
«Консолидированные действия регулятора и добросовестных участников рынка, введение оборотных штрафов и корректировка нормативной базы привели к поступательному снижению доли некачественного или контрафактного топлива на рынке. В среднем доля нарушений по физико-химическим параметрам сегодня не превышает 8,9%. При этом факты недолива были зафиксированы ведомством на 19% проверенных АЗС», – отметил Алексей Кулешов.
Эти данные подтверждают и проверки общественников. Движение «Общество синих ведёрок» совместно с Общероссийским народным фронтом ведёт масштабный мониторинг нарушений на АЗС. За 9 месяцев 2020 года было проведено 1452 теста в 12 регионах России.
«Мы проверяем по 100 заправок каждый месяц. По количеству могу сказать: да, недоливают. Чаще всего нарушения фиксируются на частных заправках или мелких сетях. Главное, что придает уверенности автомобилистам на крупных сетевых АЗС, это комплексный подход, когда не на словах, а на деле их руководство модернизирует инфраструктуру нефтебаз, системы транспортировки и самих автозаправочных станций», – прокомментировал Пётр Шкуматов.
См. также
По словам Алексея Кулешова, Росстандартом совместно с Минпромторгом России были инициированы законодательные изменения, предусматривающие включение оборотных штрафов за недолив в новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях. 1 октября этого года вступил в силу новый ГОСТ на новые топливораздаточные колонки, снижающий в два раза норму допустимой погрешности при отпуске топлива до 0,25% и предполагающий внедрение механизма онлайн-мониторинга технического состояния оборудования. Сейчас стандарт носит рекомендательный характер и распространяется на производство нового оборудования.
«Крупные игроки рынка поддерживают инициативы Росстандарта. Более того, мы оказались готовы к предлагаемым нововведениям. На АЗС сети «Газпромнефть» уже несколько лет действуют в два раза более строгие требования к допустимой погрешности при отпуске топлива – внутренними регламентами закреплена норма не более 0,25%. А в 2019 году для минимизации технических сбоев и действия человеческого фактора при транспортировке, хранении и реализации топлива по всей логистической цепи от нефтебазы до АЗС была развёрнута система цифрового мониторинга движения нефтепродуктов. Для усиления надежности работает собственная мобильная метрологическая служба, инспектирующая АЗС по принципу стороннего аудитора», – отметил Виктор Чуяков.
По словам кандидата технических наук, доцента Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ) Виталия Лисина, вышедшего в эфир программы по телемосту из Омска, эффективных и безопасных для двигателя способов сэкономить на топливе не так много.
«Повышение водительской квалификации, изменение стиля вождения и контроль за техническим состоянием автомобиля позволяют сэкономить до 40% топлива. В то же время заправка более дешёвым топливом с меньшим октановым числом или привычка ездить на пустом баке ни к чему, кроме проблем с топливной системой, не приведут», – отметил Виталий Лисин.
С Лисиным согласился и Торстен Каберник из немецкой лаборатории APL. Эксперт посоветовал выбирать топливо, исходя из рекомендаций автопроизводителей, и заправляться улучшенным топливом с комплексом присадок, которые поддерживают чистоту двигателя, оптимизируют процесс горения и положительно влияют на долговечность топливной системы.
«Прямая линия» по качеству моторного топлива в этом году продолжалась рекордные 3 часа 40 минут. На эфир поступило свыше 500 вопросов. Полная видеозапись трансляции доступна на официальном YouTube-канале Росстандарта и в социальных сетях.