«В предыдущей серии» коммунальных войн мы рассказали о нелицеприятной истории, которая развернулась вокруг дома на Комсомольском проспекте в Кемерове. Речь тогда шла о возможной подделке подписей и сомнительной смене управляющей компании, в то время как сами жильцы назвали происходящие не иначе как рейдерским захватом. После публикации в редакцию Сибдепо обратились жители сразу нескольких домов, которые столкнулись с аналогичной проблемой: если в первом случае собственники узнали о смене УК постфактум, то сейчас горожане, наоборот, не могут отделаться от назойливой компании. Впрочем, обо всём по порядку.
Почему бежит Шалготарьян
На этот раз речь пойдёт о драме в микрорайоне Шалготарьян и об одноименной управляющей компании. Как мы и сказали, за помощью в редакцию обратились собственники домов на проспектах Московский, 41 и Октябрьский, 80Г и Б. По словам жильцов, долгое время управление их домами обеспечивала компания ООО «Шалготарьян» во главе с Евгением Бекетовым. Однако обеспечивала, по-видимому, не очень хорошо: ремонта не было с советских времён, подъезды убирали местные пенсионерки и они же всё время спотыкались о ямы на асфальте. Более того, работа УК в последнее время практически сошла нет: вызвать слесаря или электрика жильцы не могут, добиться встречи с директором – тоже. Между тем, свою деятельность под началом Ильи Шелковникова в микрорайоне развернула компания «Шалго», к которой за последние девять месяцев сбежал практически весь фонд «Шалготарьяна».
«С начала года из реестра лицензии ООО «Шалготарьян», на основании заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Кузбасса с приложением протоколов общих собраний и заключенных договоров управления, в управление ООО «Шалго» перешло 28 многоквартирных домов», – уточнили Сибдепо в областной ГЖИ.
Глядя на ухоженные дворы соседей, жильцы трёх из пяти оставшихся на попечении «Шалготарьяна» домов, решают, что пришла пора сменить управляющую компанию. Собственники проводят собрание, голосуют, подают документы в инспекцию… но не тут то было – со стороны «Шалготарьяна» в ГЖИ поступают аналогичные документы, но с противоположным по смыслу содержанием. Собственники уверяют, что УК подделала их подписи и не хочет отпускать последний источник дохода.
Про «миграцию» многоэтажек
Чтобы собственники, в угоду своей прихоти, не меняли УК каждую неделю, закон предусматривает ряд барьеров. Как объяснили в ГЖИ, всего существует три условия, при которых возможна смена управляющей компании:
По истечению срока договора управления;
Если договор действует, но УК и собственникам удалось договориться между собой;
Если договориться не удалось, то действующий договор можно расторгнуть только в том случае, если в работе УК будут выявлены нарушения.
В случае с обсуждаемыми домами жильцы ссылались именно на последний пункт. Однако по домам на Октябрьском проспекте никаких нарушений в работе УК выявить не удалось, и ГЖИ решила всё оставить как есть, а вот по дому на проспекте Московском нарушения нашлись. Правда, какие именно – не уточняется. Таким образом, буквально на наших глазах, от «Шалготарьяна» к «Шалго» «ушёл» ещё один дом. Какие либо документы по двум оставшимся домам на рассмотрении в ГЖИ, на момент написания статьи, отсутствуют.
Старые друзья
Казалось бы, что на этом в истории можно ставить точку: недобросовестный руководитель УК получил по заслугам и растерял весь свой фонд. Более того, два года назад кемеровские энергетики (филиал СГК) прямо обвинили руководство «Шалготарьяна» в коррупции. Доследственная проверка показала, что УК регулярно собирала с жильцов деньги, но не переводила их на счета СГК. В общей сложности, к марту 2018 года УК задолжала энергетикам за тепло и горячую воду более 2,3 млн рублей, собрав с жильцов на эти цели около 1,5 млн рублей. Как следствие, против Бекетова было возбуждено уголовное дело.
«В настоящее время все следственные действия прекращены и по поступившей информации, данное уголовное дело приостановлено. Однако уведомление и постановление о приостановлении уголовного дела по ч.1 ст.208 УПК РФ, (лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;) в адрес КФ ООО «Сибирская теплосбытовая компания» не поступали», – рассказали Сибдепо в пресс-службе СГК.
Справедливости ради, по долгам «Шалготарьян» с энергетиками уже расплатился, и задолженность УК за тепло и воду сейчас выглядит куда скромнее – всего около пяти тысяч рублей.
Пару слов стоит сказать про отношения Бекетова и Шелковникова – до недавнего времени они были коллегами. По словам жильцов, долгое время Шелковников был подрядчиком Бекетова, а с конца 2019 года решил открыть свою УК, на попечение которой собственники сейчас и переехали. Чуть более подробно о своих взаимоотношениях могли бы рассказать сами директора, но получить комментарий ни от того, ни от другого, у редакции не получилось. Поэтому, говоря про подрядные отношения, жильцы, по-видимому, имеют ввиду компанию «УК «Шалготарьян», в которой Шелковников директор, и которая отличается от компании Бекетова всего двумя буквами названия. Скорее всего, именно по этой причине большинство слесарей и электриков перешли от своего номинального руководителя Бекетова к фактическому – Шелковникову в новую УК «Шалго». Судя по датам регистрации в реестре юридических лиц, мы предполагаем, что от «Шалготарьяна» сначала «отпочковалась» «УК «Шалготарьян», а уже от неё компания «Шалго».
Между тем, нас смутило другое: на встрече с собственниками трёх домов, присутствовал мужчина, который на прошлой нашей встречи с жильцами дома на проспекте Комсомольском агитировал за переход в УК «МКД»! Однако на этот раз он был в числе тех, кто наставал на переходе в «Шалго». После этого мы задумались: а возможно ли такое, что УК «МКД», «герой» прошлой нашей статьи, как-либо связана с текущей историей?
Скованные одной цепью
Шерстя реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) мы обнаружили, что вообще все упомянутые УК так или иначе связаны между собой. УК «МКД» зарегистрирована буквально в том же офисе, что и «УК «Шалготарьян», которой до сих пор де-юре руководит Шелковников, а вот владеет ею, то есть является учредителем, Андрей Лужных. Лужных же в полной мере принадлежит компания «Кемероволифтсервис» (КЛС), наклейки с именем которой можно видеть в большинстве кемеровских лифтов. КЛС напрямую, либо через Лужных, владеет половиной компании Бекетова (ООО «Шалготарьян») и четвертью УК «МКД». Схематично это выглядит следующим образом:
Получается, что «Шалго» отделился не просто от Бекетова, а от огромной кемеровской компании, которой, частично или полностью, принадлежит три УК. На бумаге «Шалго» и КЛС никак не связаны, но так ли это на самом деле? Вопросов в этой истории больше чем ответов. Возможно, что Шелковников действительно совершил экономическое чудо и создал зависимую только от него самого компанию. Как, впрочем, возможно и то, что между соучредителями случился конфликт, в результате которого Бекетов растерял весь свой многоквартирный фонд и остался не у дел. Подтвердить или опровергнуть это могли бы сами предприниматели, но, увы, наладить контакт ни с Шелковниковым, ни с Бекетовым у нас не вышло. Однако, пока коммунальщики в очередной раз решают свои междоусобные вопросы, не у дел вынуждены оставаться уже собственники обслуживаемых ими домов.