Летом 2020 года жители Сибирского федерального округа – владельцы пластиковых карт ВТБ совершили за рубежом свыше 210 тысяч транзакций, на 43% снизив число платежей по сравнению с прошлым сезоном. Объем трат при этом сократился на 78% и составил свыше 280 млн рублей. Большинство из них пришлось на топ-10 наиболее посещаемых стран, где число операций по картам превысило 90 тысяч и по сравнению с прошлым годом уменьшилось в 1,5 раза.
Всего летом 2020 года владельцы карт ВТБ потратили за границей 5,7 млрд руб., совершив 3 млн операций, что на 77% ниже, чем в июне-августе 2019 года (ранее ВТБ сообщал о росте внутреннего туризма в 1,5 раза во второй половине лета). В странах первой десятки объем их покупок в этом сезоне составил более 3,5 млрд руб. (снижение на 79%), а количество транзакций сократилось на 72% и составило 1 млн штук.
Топ-10 стран по тратам клиентов ВТБ в целом по России этим летом возглавили Турция, Испания и Италия (в 2019 году они также входили в тройку лидеров, но в обратном порядке). На четвертое место поднялась Беларусь, на пятом оказались США. Также в рейтинг этим летом вошли Франция, Германия, Великобритания, Кипр и Финляндия. В десятку не попало такое традиционно популярное направление как Греция, место которой занял Кипр.
Турция, которая первой открыла для россиян свои границы, продемонстрировала самый большой скачок трат в августе: по сравнению с июнем объем транзакций клиентов ВТБ в стране вырос в 164 раза. Увеличился объем расходных операций в августе и в тех странах, которые пока не открыли границы для россиян: в 2,9 раза – в Италии, в 1,3 раза – во Франции. На две трети выросли траты в Испании, на 55% — в Германии. Всего же оборот по картам банка в топ-10 стран в августе по сравнению с июнем вырос более чем в два раза (+119%).
Наименее значительно снизились затраты россиян за рубежом в супермаркетах и АЗС – на 72% в обеих категориях (учитываются данные топ-10 стран по каждой категории). Наиболее заметно – на 94% – из-за карантина упали расходы на экскурсионные бюро. На 93% меньше средств клиенты ВТБ потратили на аренду автомобилей, также на 92% «просел» сегмент развлечений – кино, театров и концертных залов, которые из-за пандемии были закрыты. При этом россияне, которые оставались за границей во время карантина или временно проживают за рубежом, продолжали путешествовать: объем трат на железнодорожные и авиабилеты в топ-10 стран составил 12% от прошлогоднего, на гостиницы – 14%. Также клиенты ВТБ не всегда отказывали себе в возможности провести время в барах и ресторанах (объем трат – 16% от прошлогоднего) и обновить гардероб (17%).
«Количество транзакций за рубежом в этом году значительно уменьшилось из-за ограничений, но с каждым месяцем разрыв с прошлогодними показателями сокращался. В целом сегмент международных путешествий летом прогнозируемо показал серьезный спад, и значительная часть наших соотечественников отдохнула на территории России. Бесспорно, нынешнее лето продемонстрировало высокий потенциал внутреннего туризма, и мы надеемся, что сограждане продолжат активные путешествия по стране», — комментирует Ксения Андреева, руководитель управления «Дебетовые карты и счета» ВТБ.
Напомним, во второй половине лета траты жителей России на путешествия по стране выросли в 1,5 раза (до 9,5 млрд рублей) и достигли уровня прошлого года. По подсчетам эквайрингового бизнеса ВТБ, в августе расходы россиян на популярных внутренних направлениях показали прирост в 2% к августу 2019 года. Самый динамичный рост туристической активности зафиксирован в Краснодарском крае: расходы россиян на путешествия, рестораны и развлечения здесь выросли этим летом на 46%. Однако по объему туристических расходов по-прежнему лидирует столица.