Ежегодно на закате лета в музее-заповеднике «Томская Писаница» проходит ретро-день. Обладатели раритетных автомобилей, а также любители старинной техники собираются вместе, чтобы поделиться опытом, продемонстрировать свои успехи, посоревноваться и просто провести хорошо время.
См. также
«Золотые руки» испугались дождя
Одиннадцатый праздник стал особенным не только ввиду распространения Covid-19, но и по своей тематике, представленным экземплярам, а также участникам.
Беловчанин Эдуард Межонов — постоянный участник ретро-дней в «Томской Писанице». В этом году он стал лучшим в номинации «Золотые руки». На выставку Эдуард привёз два отреставрированных мотоцикла ИЖ-49 1956 года выпуска и мопед. А также магнитофоны, граммофоны и патифон. Он разбирает, собирает, восстанавливает и реставрирует старинную технику.
«Честно, боялись, что из-за пандемии зрителей будет мало. Приехали в пятницу. Настроение ещё и погода подпортила. Палатки ставили в проливной дождь. В субботу, только приехали зрители, вновь пошёл дождь. Ну, думаю, всё! Кончился наш праздник. Но мои сомнения оказались напрасны», — рассказал Эдуард корреспонденту Сибдепо.
Дождь закончился, тучи унёс ветер и на «Поляне праздников» началось главное действо: ретро-день 2020. Одиннадцатый праздник стал особенным не только ввиду распространения Covid-19, но и по своей тематике, представленным экземплярам, а также участникам.
Мероприятие уже давно перешагнуло масштабы областного. В этом году на берегу Томи собрались владельцы ретро-автомобилей из Кузбасса, Томской и Новосибирской областей, а также Красноярского и Алтайского края. По подсчётам организаторов праздника, присоединилось к празднику около 130 участников. А сколько было предметов из советской эпохи! Сосчитать точное количество, на мой взгляд, нереально.
См. также
Машины времени
Яркие, отполированные автомобили, словно только что сошли с конвейера, перевернули представления о времени и перенесли гостей мероприятия в советскую эпоху. В те времена, когда автомобиль считался, действительно, роскошью, а родственникам звонили из таксофона.
Легендарная «Катюша», армейский грузовик ГАЗ 63, «Москвичи» и «Запорожцы». СМЗ С-3А, известный по фильму Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». После него автомобиль-мотоколяска получил «народное» прозвище «моргуновка». Так как в фильме ей управлял персонаж Бывалый, роль которого исполнил актёр Евгений Моргунов.
«Мы приезжаем уже пятый год. В составе нашего автопарка в Прокопьевске 53 ретро автомобиля. Мы принимаем участие в парадах. Выезжаем на мероприятия. В этом году больше всего понравились бронетранспортёры», — рассказал Сибдепо прокопчанин Алексей Коваленко. В этом году они привезли ту самую Катюшу, СМЗ С-3А, «Чайку», полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр и ещё несколько автомобилей.
Среди «Москвичей» одним из самых известных стал, пожалуй, 412-ый ранний. Это копия раллийного «Москвича» из фильма «Гонщики» 1972 года с Евгением Леоновым и Олегом Янковским в главных ролях.
В прошлом году он принял участие в главном событии мирового ретро-мира – международном ралли «Пекин – Париж». Впервые за более чем столетнюю историю автоэкспедиции маршрут пролегал через Кузбасс с заездом в Новокузнецк. Это произошло потому, что оргкомитет ретроралли утвердил для участия российский экипаж из южной столицы Кузбасса. Ими стали Александр Говор и Максим Отмахов из Новокузнецка.
А «Москвич 412» проехал вместе с участниками мирового ралли в составе группы поддержки. Он преодолел пять тысяч километров пути. К мероприятию его готовили Эдуард Межонов и Антон Ефремов. В пути было много интересных случаев, приходилось принимать участие в ремонте иномарок и даже «Кадиллак» доставали из кювета. Но советский «Москвич» за пять тысяч километров не подвел, ни разу. Автомобиль и его экипаж готовятся к следующему старту. Он пройдёт в 2022 году.
«Какие броневики! Посмотрите! Традиционно порадовали новосибирцы. Они пригоняют свои бронетранспортёры. Мы их называем «Стальная гвардия Сибири». У них отличные броневики. Они своим ходом едут на них с Новосибирска», — отметил Эдуард Межонов.
В одном ряду с советскими автомобилями красуется мировой ретро-транспорт: Volkswagen, Mercedes. Одним из интереснейших автомобилей ретро дня 2020 стал спортивный Austin 7 B.C. Special 1927 года выпуска. Владельцы раритетных авто между собой называют его «спортивным огурцом». Он впервые был представлен в «Томской Писанице». И сразу же стал обладателем Гран-При конкурса.
«Мы привезли автомобиль из крупнейшего музея техники в Сибири. Он находится в Новокузнецке. У нас много интересных экземпляров», — рассказал владелец транспортного средства.
См. также
«Должны выкарабкаться»
Запоминающимся событием дня стал заплыв транспортёра из Прокопьевска по Томи.
Под недоумевающие вопросы зрителей «Куда он?», «Что он собирается делать?» водитель уверенно поехал в воду. Когда машину, высотой чуть более 1,5 метров скрыло больше чем наполовину, он решил развернуться. Правый поворот не удался. Машина продолжала ехать вперёд, скрываясь всё глубже и глубже под водой.
См. также
Стоящие на берегу, зрители ахнули. Тогда водитель решил совершить левый поворот. Этот манёвр автомобиль выполнил безукоризненно. И уже направился к зрителям, как неожиданно забуксовал, и его стало разворачивать. Звук ревущего двигателя доносился до берега. Но машина не двигалась. Водитель сильнее давил на газ. Вода под колёсами бурлила, словно в кипящем котле.
«Давай! Давай же!», — доносились крики поддержки с берега.
«Застрял?!» «Что теперь будет?!» «Его нужно вытаскивать?» — волновались на берегу зрители.
«Должны выкарабкаться! Эта машина ещё и не такие испытания проходила!», — уверенно заявил один из зрителей.
И, действительно, машина медленно стала выбираться из глубины реки. На суше экипаж уникального автомобиля встретили громкими аплодисментами.
«Когда погрузились на амфибии в воду, автомобиль показался мне настолько ненадёжным судном. Я думал, что волна качнёт, и мы пойдём ко дну. Но нет, до середины Томи доплыли и развернулись», — поделился впечатлениями от «заплыва» Эдуард Межонов.
Этот автомобиль называется ТПК – полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъёмности. Его создали по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения.
«Для того, чтобы вражеская пуля не попала в водителя, у неё сделаны складные сиденья и складной руль. Водитель может лёжать и управлять машиной», — рассказывает Эдуард Межонов.
Не автомобилем единым
Ностальгировали в этот день не только по старым авто. Выставка «Ретро в вещах и лицах» представила раритетные часы, фотоаппараты, предметы быта, мебели, журналы и многое другое. А чтобы по-настоящему окунуться в атмосферу прошлых лет, был организован показ мод. Как приятно было увидеть наряды, в которых гуляли наши мамы и бабушки, папы и дедушки.
См. также
Ретро-день в музее заповеднике «Томская Писаница» проходил в уже привычном для этого года коронавирусном формате. Масочный режим, средства дезинфекции, социальная дистанция. Ключевой темой дня стало «75-летие Победы», с творческими номерами, тиром, выставкой орудий и транспорта периода ВОВ. Завершился праздник глубоким вечером ярким и жарким огненным шоу.
Традиционно организаторами ретро дня стал кемеровский клуб любителей авто-мото старины «Ретрогуберния» и Кузбасский музей-заповедник «Томская Писаница».
См. также