Лето – время коротких ночей, лёгких маек и уличных музыкантов. Последние выходят в город на несколько тёплых месяцев и радуют граждан живыми выступлениями. Корреспондент «Сибдепо» поговорил с несколькими людьми уличного искусства из Кемерова о том, в каких условиях они работают и сколько зарабатывают.
Равилю 64 года, и он играет на набережной Центрального района.
«Я начал играть после того, как ушёл на пенсию. Знакомые предложили, и я согласился: деньги не лишние. Свой репертуар я могу назвать словом «ретро». Исполняю, например, песни Игоря Талькова, Юрия Антонова, группы Любэ. Если выделять мою «коронную», то я назову, пожалуй, «Замыкая круг» Криса Кельми. Играю практически каждый день, но какой-то средний заработок вывести очень сложно: может быть и сто рублей, и несколько тысяч», — рассказал музыкант.
Для некоторых музыкантов улица – единственный способ прокормить себя во время пандемии, когда заведения не работают или не могут позволить себе платить выступающим как раньше. Андрей встал на Набережную именно поэтому: к началу самоизоляции он уже год как бросил надоевшую работу и жил лишь за счёт музыки.
«Зарабатывать легче в барах, а не тут . На улице нужно пахать в несколько раз больше. Доход – от 300 до 1000 рублей в час, в то время как с группой можно делать 4 — 4,5 тысячи рублей за тот же отрезок времени. Играю 3-4 раза в неделю, хотя нужно бы чаще, потому что очень многое зависит от везения. Здесь всегда очень хорошо видно, что нравится людям. В основном они любят проверенные временем русские хиты, но я играю 50/50, наше и зарубежное. У меня есть несколько фишечек, вроде кавера на Numb от Linkin Park (покойся с миром, Честер Беннингтон) и Zombie от Cranberries (покойся с миром, Долорес О’ Риордан). Молодёжи они очень «заходят».
Сейчас Андрей вспоминает «былое величие» и осторожно строит планы на зиму.
«К 2019 году оба моих действующих проекта – кавер группа «Станция Мир» и дуэт с клавишницей этой же группы «Коты Пикассо — уже вышли на самоокупаемость, мы начали зарабатывать какие-то деньги, но тут грянул коронавирус. Сейчас потихоньку начинаем восстанавливаться: играли в одном из кемеровских ресторанов, затем выступление будет в августе, но я, видимо, буду играть здесь всё лето», — подытожил Андрей.
Ещё одно музыкальное место силы в Кемерове – подземный переход под Кузнецким проспектом. Там артистов можно встретить вообще круглый год. Отправившись туда, вы всегда найдёте что послушать и кому кинуть пятак в чехол для гитары. Хотя почему обязательно чехол? В 21 веке живём, можно и на карту! Именно так я отблагодарил за игру Алексея.
«В основном играю старые песни, хиты русского рока. Мне это, конечно же, нравится. Какой смысл делать то, что тебя не вдохновляет? Для себя я делаю также аккустические каверы на зарубежные песни, но в переходах их не играю. Стараюсь всё же петь на я на своём родном языке, на русском, так легче. Что нравится людям? Да чем популярнее песня, тем больше на неё накидывают денег! Я лично люблю группу «Гражданская оборона», её играю часто. Но заработок — не совсем моя цель, поэтому больше двух часов не стою. Средний заработок вывести тяжело: слишком большой разброс», — рассказал парень.
Однако не гитарой единой! Ольга, стоящая в том же переходе, играет на флейтах. Занимается она этим около 5 лет, из них два – на улице, а причина интереса к инструменту не совсем обычна для сибирских широт.
«Это всё виноваты индейцы! Из-за них я играю на флейте. Помню, несколько лет назад приезжали, все в красивых перьях, играли на набережной и Весенней улице. Тогда я загорелась этим и быстро выучилась. Играю я не песни, а мелодии, которые услышала и разучила. Думаю, они тоже индейские, но это не точно. У меня несколько флейт из разных материалов: пластик, дерево, бамбук, и для разных мелодий я использую разные инструменты» — рассказала Ольга.
Музыкант – это человек, который волей-неволей привлекает к себе внимание и сильно шумит в общественных местах. Казалось бы, такие люди должны вызывать повышенный интерес полиции, однако ни у одного музыканта, общавшегося с корреспондентом «Сибдепо», никогда проблем со стражами порядка не было. У Ольги же с полицейскими и вовсе связан «денежный случай».
«Однажды в переходе я попала, так сказать, в поле зрения сотрудников ГИБДД. Послушав мою игру секунд 15, они бросили мне 2 тысячи рублей. А, и ещё поесть купили. Чудеса случаются!»
Никаких проблем с полицией не испытывает и Тимофей. Он играет в разных локациях центра города уже на протяжении 3-х лет. Для Тимофея игра на гитаре – своеобразная учебная практика: молодой человек перешёл на второй курс музыкального колледжа. Исполняет он то, что нравится и ему, и слушателям.
«Я стою в переходе достаточно лениво: по часу в день, иногда вообще не выхожу. Деньги – не главное для меня, но, конечно, хорошо, когда их накидывают в чехол, да побольше. Сейчас у меня рублей двести где-то собрано. Бывает, по тысяче в час бросают. В среднем, рублей пятьсот где-то выходит. Это выгодное дело, в общем-то. Я знаю людей, которые сюда ходят как на работу каждый день. Стоят круглый год, и зимой и летом – в этом плюс подземного перехода, от погоды не так сильно зависишь», — рассказал Тимофей.
Судя по заработкам артистов, кемеровчанам приятна уличная музыка. Это не удивительно: во время короткого сибирского лета хочется вобрать в себя как можно больше впечатлений, будто про запас на долгую зиму. Стоит отметить, однако, что в центре города тяжело найти больше трёх музыкантов, играющих одновременно. Так что места для новых исполнителей ещё в избытке: приходи и зарабатывай, если сможешь.