Сегодня больных с ВИЧ выявляют регулярно. Власти Кузбасса в последнее время построили лаборатории для увеличения охвата тестирования на ВИЧ, а также планируют увеличить процент людей, проходящих лечение.
С 2014 года местные власти активно включились в программу по борьбе с распространением ВИЧ. По словам губернатора, Сергея Цивилева, в 2019 году, по сравению с 2014 годом заболевших стало мменьше на 1,7%. В 2014 году охват был 18%, а в 2019 году уже 28%. Глава региона отметил, что сейчас число получающих лечение увеличилось в 2 раза. Лечение проходят 76% из выявленных заболевших.
«Наша цель — довести этот показать до 90% в кратчайшее время», — сообщил ранее Сергей Цивилев.
Частой причиной заражения сейчас становятся не только наркотики или не стандартная мужская ориентация, но и случайные или даже длительные отношения с больными. Говорить о ВИЧ в Кузбассе не принято, впрочем, как и в России. Многие жители, получив неутешительный диагноз, сначала начинают чувствовать себя изгоями, а потом жизнь начинает делиться на два этапа: до ВИЧ и с ним. Виталий пошёл на контакт с корреспондентом с условием сохранения анонимности и рассказал, что людей с диагнозом ВИЧ в Новокузнецке очень много.
— Я живу в Новокузнецке. Город большой, здесь легко можно сохранить свой диагноз в тайне. О болезни предпочитаю не говорить.
Сам он получил страшный диагноз после того, как несколько раз попробовал наркотики. С наркотиками удалось завязать быстро, а ВИЧ остался на всю жизнь.
— У меня много знакомых с ВИЧ, все они живут полноценной жизнью и имеют семьи, многие поженились уже после получения диагноза, двое знакомых родили здоровых детей. Много людей у нас в городе собирается в ВИЧ-центре в Заводском районе. В ожидании приёма приходится просиживать не один час. В период пандемии ничего не изменилось, я правда в сам период изоляции не ездил, но позже моя жена, которая также имеет положительный диагноз, ездила за общими лекарствами и в очереди сидела долго. Вообще, чтобы не сидеть часами в очереди, мы иногда ездим по одному: либо я, либо супруга. Лекарства выдают бесплатно. Но это, если не нужно сдавать кровь. Периодически нужно сдавать анализы, по результатам которых, смотрят, как себя ведёт вирус в организме, если происходит обострение, то могут поменять схему лечения.
Мужчина отметил, что раньше в ВИЧ-центре давали зарубежные лекарства, сегодня больным дают отечественные препараты, которые справляются с болезнью не хуже прежних.
— Сначала было страшно переходить на новые препараты. Все говорили, что зарубежные лучше, но на себе сильной разницы я не ощущаю. Главное пить регулярно, не пропускать приём таблеток и стараться вести здоровый образ жизни. У меня, к сожалению, здорового образа жизни вести не получается. Я очень много работаю, бывает, ложусь в 12 ночи и встаю в 5 утра.
Наш герой рассказал, что к своему диагнозу он давно привык, но старается держать его в тайне даже от врачей.
— Я не сообщаю о своей болезни при лечении. Например, когда хожу к стоматологу или беру больничный лист на работе. Я не знаю, как ко мне начнут относиться после того, как узнают, может, откажутся лечить или будут брезговать. Реакция людей в этом плане не предсказуема. Я принял свой диагноз, я с ним живу и не испытываю сильного дискомфорта. Но страшно за тех людей, кто не может принять болезнь. Есть люди, которые отказываются верить в ВИЧ, не хотят вставать на учёт добровольно и пить лекарства. Такие люди чаще всего живут не больше 1-3 лет. Я видел таких людей. Они очень быстро сгорают. При положительном диагнозе, если хочешь жить – нужно идти в ВИЧ-центр. Сейчас никто не застрахован. Моя супруга не употребляла наркотиков, но, к сожалению, заразилась. Мы воспитываем ребёнка, которого моя жена родила ещё до брака со мной. Своих детей иметь не планируем. Рисковать не хотим, вдруг вирус перейдёт к малышу.
Возможно, когда-то в будущем люди перестанут стесняться говорить о ВИЧ и будут откровенно в этом признаваться. Но сейчас люди с этим диагнозом делятся на два типа: одни принимают ВИЧ, лечатся и молчат, а другие не принимают, не лечатся и продолжают распространять заболевание.
Сейчас в Кузбассе продолжаются меры профилактики ВИЧ, однако, по словам Виталия, все эти меры малоэффективны без поддержки со стороны общества.
— Врачи в ВИЧ-центре, конечно, всё объясняют, но толку от этого мало. Пока многие люди с ВИЧ чувствуют себя изгоями в обществе.
Отметим, что в последний год в России число заболевших ВИЧ снизилось, а в Кузбассе смертность от СПИДа сократилась на 11%.