Пандемия изменила всё. Уклад нашей жизни сломан. Кого-то пандемия застала за рубежом. Кто-то накануне взял большой кредит. Кто-то потерял работу. Некоторые находятся дома, боятся коронавируса и поэтому не выходят. Другой никак себя не ограничивает, везде без маски, и ему плевать на заболевание. Но у него дома безвылазно сидят четверо родственников, и все просто одурели от скученности. У кого-то ребёнок учился дистанционно, и не исключено, что так же будет учиться и в сентябре. Всё указанное – стрессы, к которым никто не был готов.
«Каждый человек оказался в особенной ситуации, и она сугубо специфическая. Универсального рецепта, как обрести душевное равновесие и быть максимально продуктивным, сейчас быть не может. Всё решается в зависимости от конкретных обстоятельств, от степени их сложности, от того, что сам человек считает стрессом», — поясняет Ирина Кондрина.
Первое, с чего стоит начать – это определить проблему. Если нервы на пределе, а уровень тревоги зашкаливает, необходим честный разговор с самим собой. Человек должен ответить себе на вопросы:
Что со мной происходит?
Чего я боюсь?
Что меня настораживает?
Что напрягает?
Крайне желательно отвечать на вопросы письменно либо сделать аудиозапись. Потому что порядок слов в предложении может изменить смысл высказывания. «Я боюсь коронавируса» или «Мне страшно от коронавируса» — это разные состояния. Я боюсь самого заболевания или я боюсь последствий пандемии. На этом этапе мы занимаемся самодиагностикой и определяем проблему. Далее необходимо проанализировать своё состояние и отделить эмоциональное от рационального.
«Разум нужно включать всегда, необходимо уметь отстранять эмоции. Если значима эмоциональная составляющая, человек говорит: «Меня это напрягает, меня это раздражает, я боюсь». Это эмоции. Или мы говорим: «Как будет дальше? К каким последствиям это приведет?» Тут уже включается сознание, это продумывание проблемы в будущем», — рассказывает психолог Ирина Кондрина.
Итак, болевая точка определена. Теперь нужно с ней работать. Это даст возможность эмоционально выйти из трудной ситуации. Пожалуй, один из самых сложных вариантов – когда человек потерял работу, а, значит, и деньги.
Здесь нужно вести две линии. Сегодня надо что-то кушать. Необходимо искать работу, вставать на учёт в Центре занятости. Не страдать в четырех стенах, а рассматривать любые возможности, исходя из того, что человек может. Если не получается найти работу по специальности, значит, нужно обратить внимание на самого себя. Сесть и вспомнить, что вообще умеешь.
«Нужно осознать свои возможности. Вплоть до способности хорошо говорить. Раз я это могу, значит, этот навык можно где-то использовать. Можно пойти работать промоутером или консультантом, в общем, туда, где востребован речевой навык. А кто-то, например, умеет вышивать крестиком. Такие вакансии можно найти в Интернете», — говорит Ирина Кондрина.
Вторая линия, по которой нужно двигаться, это линия на перспективу. Необходимо искать информацию о том, что защищает твои права. Например, банк может дать отсрочку платежа.
«Теперь возвращаемся к тому же вопросу. Что меня волнует? Я боюсь, что никогда не смогу найти работу? Это глупо. Таким образом ты ограничиваешь свои внутренние резервы. Какую-нибудь работу можно найти всегда. Было бы желание», — говорит Ирина Кондрина.
Вторая серьезная ситуация, которая беспокоит людей, это последствия пандемии. Что будет с нами в дальнейшем? Что будет с экономикой? Когда коронавирус наконец победят? Здесь речь уже идёт о будущем.
«В данном случае это проблема далеко не одного человека. Она выходит за рамки одной квартиры. Это проблема работодателя, всех общественных организаций, системы здравоохранения, это проблема государства. Ещё есть всемирный масштаб. Мы точно не останемся одни, нас не бросят. Кто-то что-то придумает. Будут приняты какие-то меры. Если будущее вызывает сильную тревогу, нужно искать информацию о том, что делается для того, чтобы проблему решить в глобальном масштабе. Тогда человек осознает, что мы не идём в пустоту. Любая проблема всегда в конце концов решается».
Может показаться, что неопределенность дезориентирует людей. На самом деле это не так. Состояние неопределенности всегда мобилизует.
«В данном случае мы, конечно, не знаем, когда это кончится. Но я точно знаю, что я должна делать сегодня. Я планирую на сегодня и на завтра. Как раз отсутствие определенности заставляет человека себя организовывать. Паника может возникнуть, если человеку указывают конкретные сроки, но они не осуществляются. Это стрессовая ситуация. А в состоянии неопределенности человек использует свой потенциал и резерв абсолютно размеренно. Потому что он не знает, когда это закончится. Я понимаю: ничего страшного, я же смогла. Я же это преодолела. Я не буду бежать, торопиться. Неопределенность – это страшно? Нет. Это, наоборот, даёт возможность более гармонично и практично рассчитать свои силы», — рассказывает психолог Ирина Кондрина.
Ситуация пандемии, которую сейчас переживает вся планета, серьезное испытание на умение организовать себя. И одновременно это прекрасная возможность сесть и заняться собой. То есть сделать то, чего раньше мы не могли, потому что были заняты кучей других дел.
«Кто-то за нас принимал решения, кто-то ставил нам задачи. Мы говорили: «Ну, вы мне скажите как – я сделаю». А сейчас тебе никто ничего не говорит. Сейчас такой период, который позволяет человеку задуматься, что, когда других нет, я вообще что умею и могу? Я сам адаптивен к жизни? А я могу выживать? У меня две руки, две ноги, одна голова – что я этой головой могу делать? Теперь нужно самому себе ставить задачи, самому планировать, самому организовывать. Это же классно. Это колоссальная возможность для собственного развития. Побыть с самим собой – это здорово», — подытоживает Ирина Кондрина.
Ирина Кондрина