«Чайковским надо гордиться, а не оружием…»
Несмотря на то, что в детстве я сама занималась в студии бальных танцев в ДК «Алюминщик», об ансамбле классического танца «Дивертисмент» не знала. Когда мне было лет 14, сестра принесла домой диск и предложила посмотреть балет в исполнении местного коллектива. Тогда моё сердце не дрогнуло, артисты не впечатлили. Мы попыталась изобразить несколько элементов, посмеялись, после чего благополучно выключили DVD и забыли про этот случай. Когда спустя много лет в городе появились афиши о спектакле «Щелкунчик», почему-то захотелось попасть на концерт. В итоге моё представление об этом искусстве перевернулось. Созвонилась с художественным руководителем Светланой Горбуновой и договорилась об интервью. Она встречала в своём скромном кабинете, где на полках блестели призы с различных конкурсов, а на столе лежала газета с фото премьеры «Щелкунчика» 90-х. Её специально нашли в архиве.
«Многие дети до премьеры 2018 года и не знали, что такое «Щелкунчик», потому что не пропагандируется искусство, классическая музыка. — Делится Светлана Горбунова. — Хотя во всём мире идёт спектакль, рождественская сказка, и не важно, христианская или католическая. Она именно о добре, о том, что нужно любить всех. А то девушки ждут принца готового, а надо принца делать — надо полюбить человека за его качества, и он станет принцем. Верить. Или не верят уже ни во что? Никто не пытается вложить душу в своё дело. Именно душу! Ведь удовольствие от процесса — оно важнее, чем результат. Конечно, хотелось отклика. Некоторые писали, что прослезились, в горле запершило. Музыку восприняли, музыка потрясающая…»
Мы долго обсуждали со Светланой Евгеньевной проблему о том, что подрастающее поколение не знакомо или мало знакомо с шедеврами мировой классики. На слуху у молодёжи дешёвая попса, незамысловатые треки. Уроков музыки недостаточно. Музыка Петра Чайковского звучит во всём мире — в Америке, в Европе, а в нашем городе просто нет достойных площадок для концертов, например, симфонического оркестра. Спасают такие постановки, как «Щелкунчик».
«Чайковским надо гордиться, а не оружием или ракетами! — Подмечает Светлана Евгеньевна. — Его музыка звучит, её боготворят во всем мире. Патриотизм ведь в этом заключается, что наших писателей и композиторов любят. Балету «Щелкунчик» 126 лет, спектакль идёт, и он не устареет».
Впрочем, «Дивертисмент» и раньше славился спектаклями, об этом точно знали верные поклонники, которые не пропускали ни одной премьеры. Помимо «Щелкунчика» в репертуаре были «Лебединое озеро», «Жизель», «Золушка», «Кармен». Своему рождению коллектив обязан именно Светлане Горбуновой. Более 40 лет назад выпускница Новосибирской профессиональной школы балета пришла работать во дворец культуры. Она могла сделать карьеру балерины, но не позволила травма. В 1975 году набрали первую группу. Ребята росли и с ними можно было воплощать первые серьёзные постановки.
«Многие взрослые не понимают, путают бальные танцы и балет. Я так удивлена! Но где они об этом узнают? В советские времена балет поддерживался на уровне пропаганды, как космос. Детей было больше – престижным считалось заниматься в таких студиях. Просто такие толпы детей и родителей шли! Классику вообще нужно рекламировать. Раньше все любили балет и знали балерин: Майю Плисецкую, Екатерину Максимову, Галину Уланову. Любой знал эти фамилии. Кроме Волочковой, которая себя совершенно не как балерина, а скандалистка позиционирует. Зачем это? Не понимаю, почему пропагандируются сплетни и скандалы. Сейчас никто не знает ни одной балерины. А классика облагораживает!» — Негодует Светлана Евгеньевна.
О меценатах и сфере услуг
Пиаром заниматься коллективу некогда. От афиш эффекта мало. А ведь в 90-х в рекламе «Дивертисмент» не нуждался. Была компания «МИКОМ», которая спонсировала дворец культуры. Легче работалось, так как были профессиональные работники, в том числе художники и штатный оператор. В условиях капитализма культура, увы, зарабатывает сама.
«Хозяева не просто финансировали: «Нате деньги, отвяжитесь!» Они лично ходили! Директор завода всё время бывал на премьерах. «Алюминщик» действительно был дворцом культуры. — Рассказывает Светлана Горбунова. — В перестройку был какой-то подъём, надежда. Много мероприятий проводилось во дворце. Казалось: «Всё, прорвёмся!» Я считаю, пропаганда начинается с верхов. Если бы администрация ходила, пришли бы все. Им должно быть выгодно, чтобы люди становились духовными. А, может, и невыгодно. Нет пропаганды… Когда сейчас дворец принадлежит городу, мы превращаемся в обслуживающий персонал. Приёмы различные… там не нужна классика, нужны номера попроще».
«Дивертисмент» — коллектив хоть и самодеятельный, но звёздный. В копилке не только областные и городские награды, ещё из Министерства культуры РФ. Кстати, к моему удивлению, в конкурсах артисты балета больше не хотят участвовать — они за чистое искусство. Соревнования им не интересны. В самоотдаче танцовщиков убедилась лично на репетиции. Около часа идёт разогрев, изучение новых движений, оттачивание знакомого материала. Здесь, кстати, нет жёстких требований, как в большом балете, где смотрят на идеальные физические данные: строение ног, стопы, растяжку.
«Профессиональными балеринами они не станут. Многие считают, что это плохая профессия. Это очень тяжёлый труд. У нас в «Дивертисменте» они просто занимаются. Мы не ставим такие вещи, которые не под силу, не даём хореографию академическую. Дети, они учатся танцевать, учатся понимать всё это, воспринимать, из них получатся очень хорошие поклонники балета. Будут образованными людьми, будут знать классическую музыку», — утверждает Горбунова.
О перфекционизме
Более высокий уровень в Новосибирске и Красноярске, там есть профессиональные школы. Туда берут детей с 10 лет, и кто не проходит бескомпромиссный отбор, реализует творческий потенциал в балетных студиях разных городов. Гордостью «Дивертисмента» были и остаются Андрей Разливин, Олеся Саттарова, Рустам Шарифуллин, Давид Саркисян, Елена Гришина, Наталья Агафонова.
«Без Светланы Евгеньевны многого могло и не быть, потому что она, как тот самый паравоз, который всё толкает. — Делится Андрей Разливин. — Идеи привносит, конечно, что-то вместе решает с нами. До балета 10 лет занимался бальными танцами. 30 лет назад дали роль Щелкунчика, теперь есть молодой Рустам. Премьера вдохновляет. Трудно сказать, что для меня «Дивертисмент». И после армии возвращался в коллектив, и работа другая есть. Наверное, больше для души!»
«Я в танцах с пелёнок и без этого жить не могу. Это моё призвание! У нас потрясающий коллектив, все, как единая семья. — Отмечает солист балета Рустам Шарифуллин. — Атмосфера творческая, дружелюбная. В профессиональных коллективах редко встречается, всегда подпольные игры ведутся. В родном городе даже и стены помогают. Так как мы перфекционисты, мы всегда недовольны собой. Зритель даёт положительную оценку творчеству!»
««Дивертисмент» дал возможность танцевать на более или менее большой сцене. — Рассказывает Олеся Саттарова, солистка балета. — Не закончила профессиональную школу, а здесь я реализовала себя. Достойный коллектив, хороший. С наставником ничего не страшно, грамотный педагог. Есть к чему стремиться, чтобы коллектив процветал. Новое, новое и новое постоянно вкладывает. Та же самая премьера «Щелкунчик». Хотелось бы всё-таки, чтобы профессионализм наш рос!»
Грандиозных планов художественный руководитель не строит, ставит одну задачу — сохранять высокое искусство. В коллективе всё стабильно. В 2020 году «Дивертисмент» отметит юбилей — 45 лет. «Не думаю о завтрашнем дне. — Подвела итог Светлана Горбунова. — Пока люди хотят танцевать балет — балет будет!»