Новокузнецк.ru

Байкеры на Байконуре: путешественник из Новокузнецка открыл сезон большим мотопробегом

Вячеслав Николаев («Муген»), 42 года. Новокузнецк. Президент мотоклуба «Шатун»

7600 км за 10 дней при перепадах температуры от +40 до -1 – такой получилась моя поездка и открытие Мотосезона-2017

Маршрут, как правило, не продумывается, но бывают и исключения из правил. Толкают к этому огромное желание побывать в том месте, где есть своя неповторимая история. Общение с единомышленниками, знакомство с новыми мотоклубами и мотообъединениями. И, конечно, хочется рассказать о своём клубе/городе/крае. Посмотреть на жизнь под другим углом.

Байконур вызывает «космический интерес». Хотелось прикоснуться к великому. Посмотреть что из себя это место и сама страна Казахстан, люди.

Поделился планами на начало мотосезона – собралась команда. Обычно желающих много, но как только доходит до дела, большинство отсеивается. В этот раз группа сформировалась в Кемерово. Я ехал с Новокузнецка. Были ребята с Томска. Уже в Казахстане к нам присоединился еще один наш друг, который состоит в кемеровском мотоклубе. Он ехал из Москвы. В итоге нас набралось семь человек.

В пути отталкиваешься от самых слабых в техническом смысле этого слова звеньев. С одной стороны, это не очень удобно. Чем меньше ты останавливаешься, тем меньше расслабляешься, а соответственно и устаёшь. Но удобнее, конечно, путешествовать в небольшой скатанной компании, чем одному. Это тоже закаляет характер.

Есть группа, я состою в этой группе, значит я играю по правилам этой группы.

Дорога не сводит с плохими людьми. Или почти не сводит. Либо мне просто так везёт. Большинство тех, кто встречается на пути, оказывают определённое влияние. В том числе на маршрут. Например, объясняют как лучше проехать в то или иное место. Кстати, иногда нас встречают не мотоциклисты, а просто «сочувствующие». Как правило, это знакомые знакомых, которые не остаются в стороне. Да и просто приятно, когда в городе, даже если он проездной в маршруте, тебя встретили на въезде и просто передали привет от твоего хорошего друга или знакомого, а затем пожелали доброго пути.

Когда человек начинает путешествовать, круг друзей расширяется за пределы одного города, страны или государства. Про таких людей можно сказать: они не просто мои знакомые, а единомышленники, готовые помочь в любой момент и в любой ситуации.

В дороге, особенно когда находишься в другой стране, люди пытаются говорить о политике, о нашей стране, о президенте. Однако, для всех путешественников существует негласное правило: ни слова о политике. К тому же, при первой встрече люди относятся к тебе настороженно. Они стараются задавать наводящие вопросы, чтобы в конечном итоге понять что ты из себя представляешь. В такие моменты важно вовремя сгладить общение. Снимаешь барьеры, говоришь людям:

Я открыт для дороги, для общения. Я не политик, а просто путешественник.

Иногда, если позволяет время, лучше сделать многокилометровый крюк. Не уйти с маршрута, но посмотреть и побывать в интересном месте. Чем больше путешествую, тем отчётливее понимаю, что не я руковожу дорогой, а дорога руководит мной.

Ездить можно хоть на чём. Кого я только не встречал в дороге. Например, путешествуя по Казахстану, я встретил велосипедистов из Таиланда, которые направляются в Париж. Некоторые так вообще путешествуют пешком, не говоря уже про тех, кто добирается из точки «А» в точку «Б» автостопом. Надо сказать, рисковые ребята. У таких с собой обычно бывает мизерная сумма в кармане. Но это интересные собеседники. Они могут рассказать много историй и интересных маршрутов, где можно побывать потом.

Байк-посты – хорошая тема. Они есть во многих городах. И все разные. Изыски тут ни к чему. Главное, там есть всё что тебе нужно: крыша над головой, спальное место, мастерская, вода. А ещё – это неизменное место встречи мотопутешественников с разных уголков мира. Интересное общение, новые знакомства, приглашения в гости и формирование новых маршрутов для новых путешествий.

Форс-мажоры случаются всегда. Первая поломка произошла в самом начале пути недалеко от Кемерова. У Шема (Игорь Шемчук – мотоклуб «Cerberus», г. Кемерово) спустило колесо. Решили, что ничего страшного не произошло. Во всяком случае я считаю, что если на всё обращать внимание, то зачем куда-то выезжать. Поэтому ко всему отношусь спокойно. Но, возможно, в случае с Шемом, это действительно был некий знак. Вторая поломка случилась недалеко от Омска. Мы ехали колонной. Он впереди, я следом. Еду и вижу, что его мотоцикл начинает заносить. Колесо разбортовывалось. При скорости 120 км/ч на мокром, холодном асфальте, он пытался оттормаживаться, но его мотоцикл резко выбрасывало из одно полосы в другую. В это время по «встречке» ехали три фуры. Очень тяжелое впечатление, поскольку ты едешь следом буквально в 20 метрах, наблюдаешь всю эту картину, а помочь ничем не можешь. Можно сказать, Шему повезло. Он упал, но водители многотонников вовремя среагировали: объехали по обочине. Всё обошлось, но могло случиться ужасное. Мы могли потерять друга. Созвонились с нашими друзьями в Омске и, уже меньше чем через час, мы находились в сервисе. В дружеской обстановке. С чаем. Среди тех, кто всегда готов прийти на помощь.

9 мая мы проезжали Курган. Получилось символично. Заехали возложить цветы к памятнику Воинам 32-го лыжного полка. И тут подъехала огромная колонна мотоциклистов со всего города. Поздравляли друг друга с самым радостным праздником нашей страны. И в тот же день пересекали границу с Казахстаном. В Костанае нас тоже встречали с распростёртыми объятиями. Люди стараются изо всех сил принимать гостей так, чтобы нам запомнился именно этот город.

Казахи очень любят сигналить. Свои эмоции они выражают сразу. И при каждом удобном случае начинают «гудеть», показывая свою заинтересованность, восхищение или же негодование по отношению к тебе. Многие водители тянут руки в приветствии. Сначала приятно, а потом, если честно, это порядком утомляет. В конце концов их много, а я один.

Весь Казахстан я проехал вкруговую. Заезжал через Костанай, а выезжал уже с другой таможни из Павлодара. Это очень большая страна с большими расстояниями между городами и маленькими поселениями. С хорошими и отвратительными дорогами, а местами и их отсутствием.

Дороги очень разные. С покрытием и без: серьезные автобаны граничат с щебнем, глиной. Всякие попадались. К примеру, едешь по ровной магистрали, тут же сворачиваешь и оказываешься посреди степи. Или в пустыне.

Мы двигались 400 км через барханы песка, без заправок. Кругом – одни верблюды.

Чтобы не случился тепловой удар, наливали в шлем воду. Уставшие, вымотанные мы шутили между собой, мол, вот она – «Дорога к звёздам» — так назывался мотослёт в Байконуре, куда мы направлялись. Плюс навыки вождения у всех разные. Кому-то изменение дорожного покрытия не доставляет неудобств, а для кого-то это серьёзные проблемы и испытание водительского мастерства.

Продавцы вдоль дорог называли меня Шайта́н. Отказывались фотографироваться. Пришлось их уговаривать. А ещё нам довелось побывать в полузаброшенной деревне. Там всего четыре или пять домов. При виде нас у местных жителей был шок. Наверно, они приняли нас за инопланетян.

Оценили тонкий казахский юмор. В одной из гостиниц установлен кондиционер, а провод короткий и не достаёт до розетки. И сами розетки тоже установлены не без юмора. Все под потолком.

Байконур — страна в стране. На автомобилях этого города российские номера. И можно спокойно расплачиваться рублями. Въезд на территорию осуществляется строго по пропускам. Мы разбили лагерь на берегу.

К мотослёту оживлённо готовились организаторы. Привозили разнообразное оборудование на грузовых машинах, которые застревали одна за одной в зыбком грунте. Затем пригнали трактор, чтобы их вытащить, но утопили и его.

Казахи — конечно, не все, но показались мне забавными. Они постоянно путаются в километраже.

Когда они говорят, что впереди 100 км хорошей дороги, а затем 50 км похуже… готовься к тому, что тебе предстоит проехать километров 300 там, где дороги нет вообще!

Тщательно расспрашивали о дороге, потом начали спрашивать чаще и у разных людей, а результат был всегда один: все они противоречили друг другу. Не представляете как это нас веселило в пути.

В городе Балхаш мы встретили туриста из Индонезии Рахима. Он путешествует полгода. И уже объехал полмира на своём мотоцикле.

На обратном пути нас ждал неприятный сюрприз: третья поломка. У Шема стуканул мотор. Опять же, помогли друзья, которые встречали нас в Павлодаре. Приехали с прицепом и довезли неисправную технику до границы, где с нашей стороны нас тоже уже ждали с помощью. Взаимовыручка в дороге присутствует всегда. И тут из теплого климата мы резко попали в непогоду. Боковой ветер сопровождал нас всю дорогу. Впереди – непроглядная тьма.

Когда мы пересекли границу от Карасука, я решил возвращаться домой один. Тогда же резко похолодало. Местами пролетал снежок. Преодолев 100 км, я остановился на заправке. К тому времени снег летел уже крупными хлопьями, и видимость была нулевая. В четвертом часу утра я стоял один на заправке, грелся возле своего мотоцикла. Девушка с заправки сказала, что до ближайшего кемпинга еще порядка ста километров. Я объяснил: ехать дальше не получится. Температура резко падает. Тогда она посоветовала вернуться немного назад и заехать в деревню Красненькая. Так я и поступил. Переночевал в местной гостинице, просушил вещи, отогрелся, выспался, набрался сил.

Ничто не сравнится с желанием испытать себя. Даже если бы не эта деревушка с тёплой, уютной гостиницей, всегда можно рассчитывать на свою палатку. Находясь в дальней дороге, ты остаёшься наедине с природой и её стихиями.

Капризы природы преследовали до самого дома. С утра проснулся – светило яркое солнце. Температура поднялась до +16. Посмотрел что дальше: в Новосибирске снег. Утеплился, проехал ещё 250 км за полтора часа. Когда был в Сибе, снег уже растаял. А затем опять резко похолодало. Чем ближе к дому, тем больше валил снег. На дороге образовались опасные колеи. Видел серьезные аварии. На границе между областями термометр показывал отметку – 1. В Ленинске-Кузнецком началась пурга. Остановился в кафе. Решил подумать как добираться дальше. Тем более, что свой клуб предупредил заранее, что может понадобиться эвакуация. А в итоге сам сел и поехал. И благополучно вернулся. Замерзший, но вполне довольный таким замечательным путешествием, новыми впечатлениями, новыми друзьями.

Прежде чем ехать далеко и надолго, надо быть уверенным в себе на 100%. Это главное.