Новокузнецк.ru

Эх, дороги: как в Новокузнецке кладут асфальт

Новокузнецк второй год подряд участвует в федеральном приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги». Кемеровская область — один из 36 регионов, которым посчастливилось получить серьёзную сумму из госбюджета на решение «вечной» проблемы. В 2018-ом в городе планируют заменить почти 100 км асфальта. Корреспондента Новокузнецк.ru Анну Заварыко на день взяли в дорожную бригаду, где ей удалось не только поработать лопатой, но и узнать о новых технологиях и цене гладких дорог.

О производстве

7.30 на часах. Именно это время можно считать началом рабочей смены. На рапорте бригада получает задание и инвентарь – лопаты и метёлки. Как и полагается, меня снарядили ещё жилетом и даже каску дали.

«Знаю предполагаемый план работы. Цель сегодня  – уложить 500 тонн асфальта выравнивающего слоя. Сейчас 16 человек. Некоторые подготавливают на завтрашний день основание, кто-то готовит ливнёвки», — объясняет заместитель директора по капитальному строительству Максим Тупицин.

Ошибочно считать, что за качество ремонта проезжей части отвечают только дорожники. Есть бойцы невидимого фронта — в процессе участвуют служба заказчика, которая всё просчитывает, планирует, выдаёт задание; исполнители — крупные организации, имеющая в арсенале спецтехнику, собственные асфальтобетонные заводы и лаборатории; перевозчики,  поставляющие материал, а также управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства и ГИБДД, обеспечивающие организацию безопасности дорожного движения.

Технология или как спасает фреза

Нам достался участок в Новоильинском районе на проспекте Запсибовцев. Здесь уже успели провести фрезерование, проще говоря, сняли старый слой асфальта – кочки и другие неровности. Машина способна убирать до 37 см ненужного полотна. Раньше всё делали куда проще – клали асфальт на уже существующие слои.

«Слои дорожной одежды нарастали, и бордюры полностью закатывались. Сейчас появились мощные машины, удаётся их сохранить. Ещё лет 10-15 назад, там, где закатаны, приходилось выкапывать, ставить новые бордюры, потом укладывать асфальт», — вспоминает главный инженер подрядной организации Александр Васильев.

И хотя процесс в основном механизированный, без ручного труда здесь не обойтись. Дорожники после фрезерования обязаны убрать весь мусор и грязь с территории, иначе разлить качественно битум не получится. Гудронатор расплёскивает чёрную жидкость в несколько заходов, чтобы на дороге не осталось пустого места. В это время асфальт томится и ожидает выхода. Температура смеси должна быть не менее 140 градусов. Оценку делают специалисты ещё на асфальтобетонном заводе, коих в городе более 5. Асфальт раскатывают спецтехникой, но редко участки нужно выравнивать лопатой. И, поверьте, труд этот титанический. Точно неженский. Всё получается! Едем на предприятие. Вот склад щебня и песка различных марок и фракции.

Смесь в необходимых пропорциях подают в бункера. В итоге машины грузят тонны материала, смешанного с битумом и минеральными добавками. За смену отгружается порядка 800 тонн материала.

«Асфальт себя очень хорошо зарекомендовал. Нет колейности на дороге. За счёт правильного подбора состава асфальтобетона. Всё-таки должен быть гранулометрический состав. Щебень стал более качественный, дроблённой формы, что требуется по ГОСТу. Добавка меняется, которая не дает стекать битуму. Это добавка для ЩМА – щебёночно-мастичная», — разъяснила начальник лаборатории асфальтобетонного завода Ирина Соболева.

ЩМА – один из материалов нового поколения. Он превосходит традиционный асфальтобетон большим уровнем сопротивляемости к деформации и истиранию. А ещё материал более долговечный и издаёт меньше шума при эксплуатации. Чтобы добиться максимального эффекта, мы уложили выравнивающий, а затем появится второй — верхний слой асфальта.

Проект  «Безопасные и качественные дороги»

В 2018 году ремонт дорог, как и в прошлом, проходит по федеральному приоритетному проекту. Это новая эпоха ремонтной кампании. Новокузнецк выполнил все условия программы и сумел добиться серьёзного финансирования правительства. Повышена ответственность и предъявляются более жёсткие требования к подрядчикам, а самое главное – учитывается мнение и критика людей.

«Мы проводили голосование на сайте электронных референдумов наш.новокузнецк.рф. Интересовались, какие бы дороги горожане хотели отремонтировать. Сравнивали лидеров голосования с теми, что в критичном состоянии, и смотрели, входит ли участок в план ремонта», — рассказала представитель УДКХ и Б Мария Абдуллина.

Если в 2017 году в приоритете были дороги объездные, то в этом внимание приковано к внутригородским и въездам – северному и южному. Планы фантастические — 95 км. Это пятая часть всех заасфальтированных дорог Новокузнецка. Вложения почти 1,5 млрд рублей. Удалось привлечь дополнительные кадры, увеличить производство предприятий, повысить безопасность дорожного движения.

Контроль

Контроль за качеством работы многоступенчатый. Эту миссию в период укладки асфальта берут на себя специалисты УДКХ и Б, представители городской и областной администраций, «Сибуправтодора». Еженедельно составляют протоколы, нарушения устраняются оперативно, а если нет – компании штрафуют. Еженедельно дорожники отчитываются перед главой города о выполненных или невыполненных задачах.

Уже при приёмке объектов даётся разносторонняя оценка. Первая – визуальная. Эксперты смотрят дефекты, трещины, нарушение технологии видно невооружённым взглядом. Вторая – инструментальная. Здесь комиссия измеряет ширину и толщину слоя асфальта. Третья — лабораторная. Делаются вырубки, после тестирование материала самим подрядчиками на хрупкость и влияние внешних факторов, экспертизу представляет Кузбасский центр исследований.

«Максимальный  срок гарантии — 5 лет. Зависит от типа покрытия. После зимы совершаем контрольный объезд всех объектов, например, весной в конце апреля по дорогам 2017 года был. Все выявленные дефекты после зимы устраняются за счёт подрядчика», — акцентировала Мария Абдуллина.

По гарантийным обязательствам с прошлого года выявлено менее 5% дефектов. Как поясняют подрядчики,  предугадать поведение дороги можно не всегда, даже несмотря на жёсткий контроль.

«Где-то климатические условия влияют. Есть дороги с бетонным покрытием, у них уже технологией заложены швы сжатия и швы расширения. Когда грунты гуляют, эти швы предусмотрены, чтобы не разрушалось бетонное покрытие. Дорога будет трескаться, но определёнными квадратами. Их потом заменяют. Где-то просто производственный брак, поэтому и даётся гарантия», — добавляет Александр Васильев.

По сути, подрядчикам невыгодно проявлять скупость. Чем выше качество, тем меньше головной боли в будущем. Помогает властям и подрядным организациям «народный контроль». В социальных сетях создана группа, где горожане высказывают своё мнение по ходу ремонтной кампании, отслеживают графики, выкладывают фото с претензиями и так далее. Надо отдать должное, наконец-то бюджет стал прозрачным. Известны имена исполнителей, сроки ремонта и другая полезная информация.

Уже сейчас завершён ремонт улиц Кирова и Обнорского, проспекта Бардина. Бригады кладут асфальт на 37 объектах. 45% объёма, несмотря на проливные июньские дожди, выполнено. Проект «Безопасные и качественные дороги» стал спасательным кругом для южной столицы Кузбасса. Власти уверяют, что будет забыта русская пословица про одни направления в России, а появятся дороги, которым позавидуют регионы, пока оставшиеся за бортом федеральной программы.

Текст: Анна Заварыко.
Фото: Владимир Попов.