В Новокузнецке реализуется приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Много всего было сказано, но, несмотря на обилие информации, общая картина у горожан о данном проекте так и не сложилась. Поэтому мы обратились к начальнику управления дорожного хозяйства и благоустройства Новокузнецка Андрею Владимировичу Горшенину, который подробно рассказал об особенностях проекта и ходе работы.
Как давно проект был утвержден на федеральном уровне и почему он является приоритетным?
- Проект утвержден в ноябре 2016 года. Приоритетным является по простой причине: без безопасных и качественных дорог вряд ли смогут стать доступными медицина, качественное образование, начнут быстрыми темпами развиваться малый и средний бизнес. Многие страны преодолевали свои экономические кризисы, реализуя, в первую очередь, именно программу по развитию транспортной инфраструктуры. Ремонт и строительство новых дорог становились тем самым толчком к преодолению кризиса и бурному развитию экономики страны. Так что ничего нового: хотите развития экономики – нужно начинать с главных артерий-дорог, по которым будут быстро доставляться нужные элементы к его органам и системам.
Как Новокузнецк оказался в числе тех городов, где реализуется этот проект?
- Администрация города, узнав об условиях реализации приоритетных проектов, сказала: «А давайте попробуем принять участие!». Именно с этой фразы началась кропотливая работа по подготовке к участию в этом проекте. На первом этапе в очень сжатые сроки был подготовлен требуемый пакет документов. На втором – глава города Кузнецов Сергей Николаевич успешно защитил программу в Москве. Третьим этапом стало подписание в Москве соглашения о межбюджетных трансфертах.
Чем приоритетный проект Министерства транспорта РФ качественно отличается от других муниципальных/ региональных программ по ремонту дорог?
- Всем. Это абсолютно иной подход к реализации и достижению целей и задач проекта. Тенденция времени – нужно уходить от целевых программ и внедрять проектный подход. И этот проект – это применение проектного управления. Есть возможность напрямую задавать вопросы на самый высокий уровень управления и максимально в сжатые сроки получать на них ответы. Сроки принятия решений сократились в разы: от недель-месяцев до нескольких дней, и в этом не последнюю роль отводится информационной системе управления проектами «Эталон». В этой системе происходит оперативное управление, контроль и электронный документооборот участников проектных офисов в 38 агломерациях.
Какая сумма выделяется на его реализацию?
- Общий объем выделенных средств в Новокузнецкой агломерации это 1250 миллионов рублей в 2017 году и 1460 миллионовн рублей в 2018 году. Из них 50% направляет федеральный бюджет, а региональный и местный – по 25 % соответственно. С графиком распределения финансирования и общим объемом работ можно ознакомиться в таблице:
Как новокузнечане отреагировали на новость о том, что в городе будет реализован федеральный проект?
- Когда мы анонсировали проект и то, как он будет реализован, многие не поверили и были скептически настроены. Когда зашли на объекты – наступило молчание: неужели и правда начали ремонтировать дороги, и это не ямочный ремонт! Сейчас, судя по посещаемости страницы приоритетного проекта, появляется интерес к нему, горожане отслеживают результаты – сайт http://наш.новокузнецк.рф позволяет это сделать.
По какому принципу выбирались проблемные участки дорог? И почему в этом вопросе учитывалось мнение горожан?
- Изначально были определены критерии по выбору участков для ремонта. Это состояние дорожного полотна, интенсивность движения и, конечно, голосование «Выбери дороги для ремонта». Лидерами голосования стали улица Хлебозаводская и шоссе Кондомское – мы их и начали делать практически в первую очередь. Проголосовали также жители за Заводское, Притомское и Ильинское шоссе – они были включены в проект «Безопасные и качественные дороги». Замечу, что мы обещали реализовать многоступенчатый контроль качества и привлечь к этой работе самих жителей. Сейчас на странице приоритетного проекта создана общественная приемная, где каждое обращение на тему качества выполняемых работ мы рассматриваем в первоочередном порядке.
Что делается на данный момент?
- Со 2 мая приступили к активной фазе по ремонту дорог. Уже фактически завершены работы на улицах Ноградской и Музейной. Ведутся ремонтные на Хлебозаводской и Кондомском шоссе. В Заводском районе в мае будут проведены ремонты улицы Моховой, шоссе Пойменное. Потом – на очереди Заводское шоссе. Но все объекты и сроки их реализации лучше смотреть на интерактивной карте проекта, корректировки в ход работ может внести погода.
Расскажите поподробнее об интерактивной карте?
- Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» очень хорошо стимулирует на создание новых муниципальных практик. Перед началом выполнения работ было проведено голосование «Выбери дороги для ремонта», где сами жители расставили приоритеты по ремонту дорог. Далее была сформирована программа по ремонту дорог, и она была представлена широкой аудитории при проведении общественных обсуждений, где в режиме живого диалога активные жители с представителями администрации могли обсудить особенности реализации приоритетной программы по ремонту дорог. Ещё до начала ремонтных работ была создана интерактивная карта по реализации проекта «Безопасные и качественные дороги», где были отмечены все участки, которые планируется отремонтировать в этом сезоне. Сейчас можно посмотреть фотографии до и после ремонта, увидеть какие подрядчики выполняют работы и где сейчас работают, выложены списки, графики производства работ и, конечно, на карту нанесены лидеры голосования «Выбери дороги для ремонта» — http://portal7.admnkz.info/web/guest/people/transport/bkd/
- При этом хочу подчеркнуть, что обновление интерактивной карты, графиков производства работ осуществляется максимально оперативно. Приняли решение, что шоссе Кондомское будут делать не июле, а в мае – информация уже через пару часов отразилась на интерактивной карте. И так же оперативно размещаем скорректированные графики производства работ, чтобы все заинтересованные стороны, ресурсные организации, строители могли синхронизировать свои планы по ремонту и прокладке коммуникаций.
Какие технологии используются в этом году при замене или полном ремонте дорожного полотна?
- На дорогах с высокой интенсивностью движения вместо асфальта марки Б используется ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон). Он обладает более высокой износоустойчивостью, так как в рецептуре смеси преобладает высокое содержание минеральных компонентов. Используется современное оборудование. Под реализацию данного проекта подрядчики закупили новую технику, например, немецкую фрезу Wirtgen — самоходный роботизированный агрегат, профилирующий проезжую часть согласно проектным требованиям. Есть и асфальтоукладчики с электронным управлением и многое другое.
Многие страны преодолевали свои экономические кризисы, реализуя, в первую очередь, именно программу по развитию транспортной инфраструктуры
Поговорим немного о приемке работ и системе контроля качества. Для чего нужна «прозрачность» действий подрядчиков?
- Реализация приоритетного проекта – эта работа в первую очередь не на процесс, а на результат. Абсолютно ясно, что если приоритетный проект называется «Безопасные и качественные дороги», то он и преследует выполнение главных задач – это, во-первых, ликвидация мест концентрации ДТП и улучшение доли нормативного состояния дорог. Для достижения этого результата был организован многоступенчатый контроль качества выполненных работ, который ранее применялся только на дорогах федерального значения, а некоторые элементы применяются впервые. Система контроля качества состоит из нескольких этапов. Прежде всего, используемые материалы должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», и при сдаче объекта, на все материалы должны быть соответствующие сопроводительная документация. Контроль над соблюдением технологии производства работ осуществляться круглосуточно. Работы будут приниматься только после проведения независимой экспертизы и получения положительного заключения лабораторного исследования. Помимо всего этого планируется проведение внепланового и выборочного лабораторного контроля по всем материалам, присланным жителям города в общественную приемную. То есть, любой сигнал от жителей города при наличии подтверждающих фото- видеоматериалов, где у специалистов хотя бы возникнет сомнение в нарушении технологического процесса, будет проверен. Помимо контроля со стороны заказчика и подрядчика работ учитывается мнение представителей общественных организация, в том числе Общероссийского народного фронта.
Каким образом власти поддерживают этот проект, участвуют в его реализации?
- Задача №1 – это фактическая реализация проекта. И она стоит не только перед нашим управлением дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства. Эта задача всей проектной команды, куда входят представители администрации города и Кемеровской области, ФКУ «Сибуправтодора», Сибирского филиала «Росдорнии», Государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», ГИБДД, общественных организаций. И каждый участник проектного офиса отвечает за свое направление деятельности. Администрация занимается координацией всех действий и, конечно, контролем качества выполненных работ. А весь наш проектный офис работает сообща над реализацией приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».